Запоминаем и учимся легко
. а младшая что-то запоминает плохо, слов знает мало. — Начинается мамино самокопание: то ли малыш отстает в развитии, то ли родители мало времени уделяют, а может, ребенок плохо слышит? Если сильно тревожитесь, то следует проверить все версии. А более спокойные мамы-папы пусть поразмышляют на тему «К какому типу по восприятию информации относится ваш ребенок?».
Запоминаем легко, учимся с удовольствием!
Для воспитателя детсада или учителя школы все дети практически одинаковые, всех обучают по стандартным программам. И кому как не любящим родителям стоит выяснить, к какому типу относится ребенок, и соответственно выбирать методы подачи информации. А затем своими наблюдениями можно и с учителем поделиться, чтобы ученье не стало каторгой для вашего любимого чада.
Если в классе практикуются методы, не подходящие для вашего ребенка, то он может именно поэтому и не успевать в учебе. В таком случае родителям самим, после основных занятий придется повторять с ребенком дома пройденный материал для его лучшего усвоения, используя соответствующие методы.
Психологи выделяют три основных типа усвоения информации. визуальный. аудиальный и кинестетический. Определить их несложно, следует лишь задать вопрос малышу и услышать его ответ. Если во время ответа вы услышали несколько характеристик предмета, то обратите внимание на первую.
«Помнишь кролика в зоопарке?» – «Да, он серый, с черными глазками!»
Если ваш ребенок «визуал», то это значит, что он лучше усваивает зрительную информацию: во время чтения, просмотра картинок или наглядного примера. К этому типу относятся около 65 % людей. (Именно на них и рассчитана общеобразовательная школа с таблицами, вывешиваемыми на доске, подчеркиванием различными линиями членов предложения и т.д.)
Такие дети обычно могут с легкостью воспроизвести то, что увидели. Мысли и воспоминания запечатлеваются у них в мозгу в виде картинок и зрительных образов, как правило, довольно ярких. Попробуйте что-либо переставить в комнате или добавить какую-нибудь вещь – дети с визуальным типом сразу узнают и скажут вам об этом.
У них очень развито осознание связи между вещами, или представление о том, что разрозненные вещи формируют единое целое. Такие дети ощущают себя единым целым с окружающим миром. Они склонны мыслить визуальными образами и поэтому часто хорошо рисуют, конструируют, лепят или по-другому проявляют склонность к искусству. (Но не обязательно ваш малыш станет великим дизайнером.)
«Визуалы » лучше концентрируют свое внимание и запоминают учебный материал, когда он сопровождается наглядными рисунками, графиками, а основные пункты в нем подчеркнуты или выделены жирным шрифтом или другим цветом. (Поэтому, например, у моих двойняшек в конспектах всегда «присутствуют» гелевые ручки различных цветов.) Обычно они раньше всех учатся читать и читают много и с удовольствием.
Вы устали повторять ребенку что-то по нескольку раз, а он как будто не слышит? Ну что ж, пишите ему записки-напоминания. В нашей семье это абсолютно нормальное явление, когда на холодильнике прикреплено школьное расписание, график дежурства по кухне или прописаны обязанности дежурного, благодарности также имеют место быть.
Помните, что слова на такого ребенка слабо действуют. При наказаниях лучше не ругать его – в этом мало толку. Просто лишите его на время источника информации, чтобы ребенку было скучно: например, минус компьютер или телевизор, созерцание угла непродолжительное время тоже действенно. Да, и вознаграждения такие дети предпочитают обычно материальные – конфету или игрушку.
«Помнишь кролика в зоопарке?» – «Да, он так смешно чихал!»
Преимущество «аудиалов» – слуховая память. Этот тип насчитывает примерно 30% людей. Они лучше усваивают информацию, когда слышат ее или обсуждают.
Понаблюдайте за своим 4–5-летним малышом. Если он или она любит говорить и слушать, часто ведет беседы с мягкими игрушками, значит, это «аудиал». Такой ребенок имеет большой словарный запас, ясно выражает свои мысли и умело пользуется языком для достижения своих целей.
С раннего возраста детки-«аудиалы» будут рассказывать вам истории, сочинять стихи и сказки. У них зачастую отличный музыкальный слух и голос. Ваше время будет пролетать мгновенно с таким человечком, ведь он любит играть в устные игры: слова, города и т.д. обожает загадки, стихи и скороговорки. Одним словом, скучать вам не придется.
Такие дети исключительно хорошо и свободно общаются с другими людьми. Легко заводят друзей и вступают в социальные контакты. Их даже можно назвать миротворцами, т.к. они легко становятся лидерами в своей среде и их часто привлекают к улаживанию конфликтов.
Понятное дело, что для лучшего запоминания таким детям нужно проговорить полученную информацию про себя или вслух. Если иногда ваш ребенок шевелит губами во время уроков или шепчется с соседом, то это может быть потому, что он повторяет только что услышанную информацию. Для лучшего усвоения учебного материала учителям и родителям с такими детьми надо обсуждать прочитанное или рассказанное.
Кстати, вам кажется, что невозможно делать уроки под музыку? Здесь случай наоборот, дети со слуховой памятью легко отвлекаются на посторонние шумы, а равномерный музыкальный фон во время занятий заглушает остальные резкие звуки.
Хвалить и ругать такого ребенка действенней всего с помощью слов.
«Помнишь кролика в зоопарке?» – «Да, он мягкий и пушистый!»
Это самый малочисленный тип, к нему принадлежит всего 5 % людей. Но какой «шустрый контингент»! Дети с кинестетической памятью усваивают информацию с помощью касаний и движения.
При этом создается впечатление, что их мозг работает только тогда, когда двигается тело. Они просто не могут усидеть на стуле в течение нескольких часов подряд. Поэтому во время занятий с таким ребенком чаще следует делать небольшие перерывы, в течение которых маленькому человечку дают возможность активно отдохнуть (побегать, попрыгать, повисеть на канате или перекладине). Много ли вы видели подобных ситуаций? Думаю, что нет. Ведь даже на школьных переменах не побегаешь, что уж говорить про короткие перерывы…
Резонно предположить, что таким детям для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. Они больше всего любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели. Нетрудно догадаться, в какой «восторг» приходят учителя при виде такого ребенка.
Этих детей часто называют гиперактивными. причем воспитатели и школьные учителя обычно стараются их одернуть и призвать к порядку. Про такого ребенка часто говорят «трудный» или даже «необучаемый», потому что неусидчивый. А ведь на самом деле учитель просто не может найти правильный подход к такому малышу.
Эти дети имеют редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Таким детям необходимо движение.
Даже если их принуждают сидеть смирно, они начинают ерзать на стуле, постукивать пальцами рук, шаркать под столом ногами. Во время запоминания информации они трогают или передвигают какие-либо предметы. Свободное время посвящают физической активности – бегают, прыгают, играют в мяч.
Для того чтобы маленький «кинестетик» запомнил информацию или выполнил последовательные действия, психологи советуют «проговорить предстоящее задание пошагово »:
1. Пойдешь в ванную.
2. Возьмешь мыло.
Наказывать такого ребенка действенней всего – увы! – физически: слегка шлепнуть по попке или по ручке. При похвалах обязательно прикасайтесь к нему: гладьте по головке или обнимайте. И вообще, делайте это почаще, а не только когда хвалите: так малыш поймет, что вы его любите.