Высшее профессиональное образование в России обзор основных направлений обучения
Система высшего образования в РФ
О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Русская система образования сейчас переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал и ряд принятых в ближайшее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации гос политики в области образования. В числе таких документов: Указ Президента РФ №599 «О мерах по реализации гос политики в области образования и науки», подписанный 7 мая 2012 года; федеральный закон №273 «Об образовании в Русской Федерации», вступающий в силу с 1 сентября 2013 года; муниципальная программка РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы; федеральная мотивированная программка «Научные и научно-педагогические кадры инноваторской Рф» на 2014-2020 годы и т.д.
СТРУКТУРА ВЫСШЕГО Проф ОБРАЗОВАНИЯ В Рф
По данным Росстата* на 1 января 2012 г. в Русской Федерации насчитывается 1046 образовательных учреждений, реализующих программки высшего проф образования (из их муниципальных вузов — 609, негосударственных — 437) и около 2100 филиалов, реализуются 36 767 образовательных программ, учится приблизительно 6 млн. студентов.
До начала процессов демократизации в Рф функционировали только муниципальные университеты, управление которыми производилось центральным органом управления образования. Начиная с 1993 г. наблюдался значимый рост численности негосударственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет повышение на 359 вузов). За счет сотворения новых вузов и выделения филиалов в самостоятельные учреждения произошел рост численности муниципального сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет на 61 вуз). Общее число вузов выросло, таким макаром, более чем в полтора раза. Но еще больший стимул получил процесс открытия филиалов вузов. Причем в этом процессе лидировали государственные вузы: если в 1993 году было всего 200 филиалов государственных вузов в стране, то в 2008 году их стало уже 1393, в 2012 году — 2100.
Произошло и значительное увеличение объемов высшего образования: в 1993 году в российских вузах обучалось чуть более 2,5 млн. студентов, к 2008 году их стало 7,5 млн. человек, т.е. число студентов возросло втрое. В этот период государство способствовало росту объемов высшего образования за счет внебюджетного приема студентов в государственные вузы, создания филиалов и новых негосударственных вузов. Такая политика обеспечивала доступность высшего образования в период сложных экономических условий, которые ограничивали мобильность населения для получения образования в крупных городах России. Численность студентов в 2012 году составила 6 млн. студентов (снижение на 18% от уровня 2009 г.), что связано с демографическим спадом. В структуре высшего образования преобладают малые вузы (40% вузов имеют менее 1000 студентов, а именно, в негосударственном секторе менее 1000 студентов имеют две третьих вузов (32% вузов обучают менее 200 студентов).
C 2000 по 2012 год число образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выросло с 20 тысяч до 36 тысяч за счет открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля.
В последние годы структура высшей школы пополнилась новыми категориями – федеральные вузы и национальные исследовательские университеты – на которые возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.
Федеральные университеты – такой статус присвоен 9 вузам – готовят высококвалифицированные кадры по приоритетным отраслям науки, производства и экономики, развивающимся в регионах и федеральных округах в соответствии с их перспективными планами социально-экономического развития.
Национальные исследовательские университеты – статус НИУ присвоен 29 вузам – призваны обеспечить высококвалифицированными кадрами приоритетные направления развития науки, техники и высоких технологий.
Еще два вуза – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет имеют особый статус и право выдавать дипломы собственного образца.
СВЕДЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование в Российской Федерации подразделяется на:
1. Дошкольное образование;
2. Общее (начальное, основное и среднее) образование;
3. Среднее профессиональное (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена) образование;
4. Высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены следующие уровни высшего профессионального образования в России:
— специалитет со сроком обучения 5-6 лет;
— бакалавриат — со сроком обучения 4 года;
— магистратура — со сроком обучения 2 года (обучение возможно после получения диплома бакалавра) или специалитет — со сроком обучения более 5 лет;
— аспирантура, адъюнктура, ординатура.
Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения на программам бакалавриата – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник бакалавриата имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.
Магистратура – уровень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и поболее узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что примерно по ста специальностям – их перечень утвержден решением федерального правительства – двухуровневая система подготовки не предусмотрена. В этом случае обучение ведется традиционные пять лет с последующим присвоением квалификации «дипломированный специалист».
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.
Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.