Специальность Нефтегазовое дело бакалавриат
от двенадцать марта две тыщи пятнадцать г. N 226
ФЕДЕРАЛЬНОГО Муниципального ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Эталона
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 21.03.01
НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
В согласовании с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Русской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Русской Федерации от три июня две тыщи тринадцать г. N четыреста шестьдесят 6 (Собрание законодательства Русской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пт семнадцать Правил разработки, утверждения федеральных муниципальных образовательных эталонов и внесения в их конфигураций, утвержденных постановлением Правительства Русской Федерации от 5 августа две тыщи тринадцать г. N 600 шестьдесят один (Собрание законодательства Русской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный муниципальный образовательный эталон высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Русской Федерации от 20 восемь октября две тыщи девять г. N 500 три "Об утверждении и внедрении в действие федерального муниципального образовательного эталона высшего проф образования по направлению подготовки 100 30 одна тыща Нефтегазовое дело (квалификация (степень) "бакалавр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Русской Федерации восемнадцать декабря две тыщи девять г. регистрационный N 15735);
пункт 6 конфигураций, которые вносятся в федеральные муниципальные образовательные эталоны высшего проф образования по фронтам подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Русской Федерации от восемнадцать мая две тыщи одиннадцать г. N одна тыща 600 50 семь (зарегистрирован Министерством юстиции Русской Федерации один июня две тыщи одиннадцать г. регистрационный N 20902);
пункт девяносто один конфигураций, которые вносятся в федеральные муниципальные образовательные эталоны высшего проф образования по фронтам подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Русской Федерации от 30 один мая две тыщи одиннадцать г. N одна тыща девятьсот 70 5 (зарегистрирован Министерством юстиции Русской Федерации 20 восемь июня две тыщи одиннадцать г. регистрационный N 21200).
приказом Министерства образования
и науки Русской Федерации
от двенадцать марта две тыщи пятнадцать г. N 226
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ Муниципальный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ Эталон
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
21.03.01 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО
I. ОБЛАСТЬ Внедрения
Реальный федеральный муниципальный образовательный эталон высшего образования представляет собой совокупа требований, неотклонимых при реализации главных проф образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (дальше соответственно — программка бакалавриата, направление подготовки).
II. Применяемые СОКРАЩЕНИЯ
В реальном федеральном муниципальном образовательном эталоне употребляются последующие сокращения:
ОК — общекультурные компетенции;
ОПК — общепрофессиональные компетенции;
ПК — проф компетенции;
ФГОС ВО — федеральный муниципальный образовательный эталон высшего образования;
сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.
III. Черта НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.1. Получение образования по программке бакалавриата допускается исключительно в образовательной организации высшего образования (дальше — организация).
3.2. Обучение по программке бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программки бакалавриата составляет двести 40 зачетных единиц (дальше — з.е.), вне зависимости от формы обучения, используемых образовательных технологий, реализации программки бакалавриата с внедрением сетевой формы, реализации программки бакалавриата по персональному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.3. Срок получения образования по программке бакалавриата:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения гос итоговой аттестации, вне зависимости от используемых образовательных технологий, составляет четыре года. Объем программки бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет шестьдесят з.е.;
в очно-заочной либо заочной формах обучения, вне зависимости от используемых образовательных технологий, возрастает более чем на 6 месяцев и менее чем на один год по сопоставлению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программки бакалавриата за один учебный год в очно-заочной либо заочной формах обучения не может составлять более 70 5 з.е.;
при обучении по персональному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет менее срока получения образования, установленного для соответственной формы обучения, а при обучении по персональному плану лиц с ограниченными способностями здоровья может быть увеличен по их желанию менее чем на один год по сопоставлению со сроком получения образования для соответственной формы обучения. Объем программки бакалавриата за один учебный год при обучении по персональному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 70 5 з.е.
Определенный срок получения образования и объем программки бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной либо заочной формах обучения, также по персональному плану определяются организацией без помощи других в границах сроков, установленных реальным пт.
3.4. При реализации программки бакалавриата организация вправе использовать электрическое обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными способностями здоровья электрическое обучение и дистанционные образовательные технологии должны предугадывать возможность приема-передачи инфы в доступных для их формах.
3.5. Реализация программки бакалавриата вероятна с внедрением сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программке бакалавриата осуществляется на муниципальном языке Русской Федерации, если другое не определено локальным нормативным актом организации.
IV. Черта Проф ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ Программку БАКАЛАВРИАТА
4.1. Область проф деятельности выпускников, освоивших программку бакалавриата, включает сегмент топливной энергетики, включающий освоение месторождений, транспорт и хранение углеводородов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
техника и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
техника и технологии добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции на суше и на море;
техника и технологии промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов;
техника и технологии трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;
техника и технологии хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
оборудование и инструмент для строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин;
оборудование для добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции на суше и на море;
технологические процессы нефтегазового производства;
оборудование для промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов;
оборудование для трубопроводного транспорта нефти и газа, хранения газа (в том числе подземного);
оборудование для хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и газов (в том числе сжиженных);
техническая, технологическая и нормативная документация.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией зависимо от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа академического бакалавриата);
ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа прикладного бакалавриата).
4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
осуществлять технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
вести технологические процессы эксплуатации и осуществлять технологическое обслуживание оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции;
осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов;
осуществлять технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа;
осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при хранении и сбыте нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
выполнять технические работы в соответствии с технологическими регламентами бурения, разработки и освоения нефтяных и газовых месторождений, транспорта и хранения углеводородов;
выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих;
оформлять техническую и технологическую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования;
планировать, организовывать и управлять работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
анализировать деятельность первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
разрабатывать оперативный план работы первичных производственных подразделений;
осуществлять размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организацию рабочих мест, расчет производственных мощностей загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
участвовать в работе системы менеджмента качества на предприятии;
участвовать в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и установленной отчетности по утвержденным формам;
анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
проводить регламентированные методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчетную документацию;
собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
выполнять при помощи прикладных программных продуктов расчеты по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;
участвовать в составлении проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-3);
способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством регулирования информацией (ОПК-4);
способностью составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию (ОПК-5);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).
5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
способностью применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-1);
способностью осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-2);
способностью эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-3);
способностью оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве (ПК-4);
способностью применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты среды (ПК-5);
способностью обоснованно применять методы метрологии и стандартизации (ПК-6);
способностью обслуживать и ремонтировать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-7);
способностью выполнять технические работы в соответствии с технологическим регламентом (ПК-8);
способностью осуществлять оперативный контроль за техническим состоянием технологического оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добытие нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-9);
способностью участвовать в исследовании технологических процессов, совершенствовании технологического оборудования и реконструкции производства (ПК-10);
способностью оформлять технологическую и техническую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования (ПК-11);
готовностью участвовать в испытании нового оборудования, опытных образцов, отработке новых технологических режимов при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-12);
готовностью решать технические задачи по предотвращению и ликвидации осложнений и аварийных ситуаций при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-13);
способностью проводить диагностику, текущий и полный ремонт технологического оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-14);
способностью принимать конструктивные меры по охране среды и недр при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-15);
способностью организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов для достижения поставленной цели (ПК-16);
способностью использовать методы технико-экономического анализа (ПК-17);
способностью использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом (ПК-18);
способностью анализировать использование принципов системы менеджмента качества (ПК-19);
способностью использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-20);
готовностью участвовать в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет), установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-21);
способностью выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-22);
способностью изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-23);
способностью планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в том числе с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-24);
способностью использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности (ПК-25);
способностью выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов (ПК-26);
способностью осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-27);
способностью выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования (ПК-28);
способностью использовать стандартные программные средства при проектировании (ПК-29);
способностью составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПК-30).
5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.
5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).
6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок один "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок два "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок три "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.
<1> Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от три июня две тысячи тринадцать г. N четыреста шестьдесят шесть (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
Структура программы бакалавриата
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока один "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физкультуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока один "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме более семьдесят два академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме более триста двадцать восемь академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физкультуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физкультуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок два "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способы проведения учебной практики:
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе производственно-технологическая);
Способы проведения производственной практики:
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик зависимо от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.8. В Блок три "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме более тридцать процентов вариативной части Блока один "Дисциплины (модули)".
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку один "Дисциплины (модули)", должно составлять менее пятьдесят процентов от полного количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в какой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.
<1> Федеральный закон от двадцать семь июля две тысячи шесть г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от двадцать семь июля две тысячи шесть г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927).
7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от одиннадцать января две тысячи одиннадцать г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации двадцать три марта две тысячи одиннадцать г. регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять более пятьдесят процентов от полного количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину более чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.
<1> Пункт четыре Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от пять августа две тысячи тринадцать г. N шестьсот шестьдесят два (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.
7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять более семьдесят процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть более семьдесят процентов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области более три лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть более пять процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, содержит в себе лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, зависимо от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета более пятьдесят экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и более двадцать пять экземпляров дополнительной литературы на сто обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ более двадцать пять процентов обучающихся по программе бакалавриата.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от два августа две тысячи тринадцать г. N шестьсот тридцать восемь (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации шестнадцать сентября две тысячи тринадцать г. регистрационный N 29967).