Программа кружка дополнительного образования
Образовательная программка Кружка «Цветочная мастерская»
Создатель: Баженова Вероника Александровна, преподаватель дополнительного образования деток
Дополнительная образовательная программка
Кружка «ЦВЕТОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Возраст 6 – 17 лет
Срок реализации программки 3 года
Объяснительная записка
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков окончания и последовательности перехода из одной стадии в другую. Поначалу создается почва, подходящая для творческой деятельности малыша, потом обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающий кружковцев и управляющим кружка. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое аккомпанирует человека всю его жизнь, формируя в творческом восприятии мира и осмыслении себя самого в этом мире.
Для того, что досуг был не только лишь приятным, да и полезным, к его организации следует подходить, с учетом современных требований общества к личности человека с учетом научных разработок законов, способов, принципов досуга, также помня о том, что учебная деятельность школьников в неотклонимом порядке должна чередоваться с внеучебной, т.е. досуговой.
Нареченные стадии предназначают специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне малое дается многим, то на 3-ем – почти все немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждения дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, улучшать все стороны людского «я». Сейчас наше общество в особенности нуждается в юных людях, способных к целенаправленному саморазвитию и самореализации в труде, в компетентных спецах, готовых к принятию ответственных решений Дополнительное образование будет как нельзя лучше содействовать реализации их планов на будущее. В базу должны быть положены идеи о самооценки человека, его своей активности в образовательном процессе, развития духовности и обеспеченного внутреннего мира.
Программку можно систематизировать, как значимую для данного детского объединения.
Актуальность разработанной программки заключается в том, что изготовка цветов из ткани относится к ручному труду, развивающему не только лишь абстрактное, расширенное мышление, усидчивость и терпение, да и почти все другое. Ручной труд очень тщательный, требующему от желающих научиться этому мастерству, выдержки, терпению, умению добиваться собственной цели, прилагая к этому максимум труда и желания. Программка позволяет обучить деток верно организовать работу собственного разума. Выявить особенные возможности деток.
Данная программка полностью реальна и реализуема, у малышей есть право выбора собственной деятельности, для самовыражения и самореализации личности.
Цветочки … без их не обходится не один праздничек. Ну и разве непременно ожидать праздничного денька? Цветочки всегда поднимают настроение, принуждают удивляться тому неподражаемому созданию природы.
Занятие в цветочной мастерской дают возможность познакомиться с созданием искусственных цветов из ткани. Они смотрятся не чуть ли не ужаснее живых и время от времени их просто не может быть различить. Ими совсем не сложно воспользоваться, меняя аранжировки зависимо от настроения, времени года либо смены интерьера. Их можно соединять с живой зеленью. Это дает классный эффект. Цветочки присваивают изящество и декорируют нашу жизнь, дополняют дамский туалет, сочетаясь с формой и расцветкой.
Искусственные цветочки – это изысканное, по настоящему женственное дополнение к одежде (платью, костюму, шляпе). Тщательно и со вкусом сделанные, они соперничают с дорогими ювелирными украшениями. Так, трудно представить наряд невесты без цветов. И даже скромное деловое платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным.
Такие цветы могут быть очень похожими на натуральные, но в них часто имеются элементы фантазии или стилизации (не существующие в природе форма, окраска, размер цветка и листьев). Например, листья одного тона с цветами, тычинки из бисера или пата, покрытого бронзовой краской, и т.д.
Научиться делать цветы может каждый. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. И это может перейти в настоящее искусство. От простых в изготовлении цветов до цветов, имитирующих живые, – такова перспектива для начинающего.
Природа – лучший наш учитель и советчик. Научитесь видеть красоту живых цветов, они окажут вам не ценимую помощь. Тогда и, приобретя основные навыки, изложенные в программе, не составит труда сделать цветы любого вида. А фантазия обязательно придет вместе с опытом, дополнив ваше мастерство.
Кружковая работа – одна из форм художественного – эстетического воспитания.
Программа кружка – авторская;
По целям и задачам – профильная;
По направлению – художественно-эстетическая;
По возрастным особенностям – разновозрастная.
Цели:
• Способствовать формированию адекватной самооценки и активной жизненной позиции;
• Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, её социальной адаптации в условиях современной жизни.
• Научить выражать свои чувства и мысли через создание цветочных композиций из различных материалов.
• Формирование сознательного отношения к природе, умение видеть и воспринимать красоту мира вокруг нас;
Задачи:
1. Воспитательные
• Совершенствовать навыки межличностного общения детей (дружбы, доброжелательности, справедливости);
• Поддержка индивидуальных особенностей (активность, темперамент, темп);
• Создать условия развития личности в ситуации выбора;
• Умение сопереживать, брать ответственность за свои поступки;
• Сплоченность коллектива, развитие партнерских отношений;
• Получение положительных эмоций.
Факторы, способствующие процессу воспитания:
1. Благоприятная социальная среда (создание детского коллектива. Базовая потребность этого возраста – понимание. Поэтому очень важно прививать детям коммуникативные навыки, для успешной адаптации в обществе).
2. Деятельность, отношения, активность (Включение детей в активную досуговую деятельность, способствующую становлению личностных и ценностных отношений (посещение выставок, проводимых другими коллективами клуба).
3. Возраст (Учитывать возрастные особенности детей)
4. Учет индивидуальных особенностей (характер, темперамент, привычки).
При работе с детьми первого года обучения программа ставит своей целью заинтересовать детей руководителем. Дать представление о декоративно – прикладном искусстве, его многообразии.
Для детей первого года обучения просто необходимы навыки общения, для этого используются игры – знакомства, что помогает детям адаптироваться в новом коллективе.
2. Развивающие
• Развитие творческих способностей, творческого воображения;
• Развивать желание узнавать новое;
• Развитие компонентов творческого мышления, памяти внимания;
• Развитие сенсорных качеств рук;
• Развитие волевых качеств, не отступать от цели;
• Развивать точность выполнения задания;
• Развивать усидчивость;
• Развитие эмоционального отношения к жизни, окружающей природе.
1 год обучения от «простого к сложному»
Под девизом «Делай как я, делай вместе со мной» — смотри, повторяй, пробуй, учись делать правильно.
• Освоение основных технологических приемов изготовления цветов из разных материалов;
• Знакомство со свойствами бумаги, ткани и т.д.;
• Знакомство с инструментами необходимыми в работе;
• Обучения работе с ними, соблюдение техники безопасности.
2 год обучения совершенствовать навыки и приемы, приобретенные на первом году обучения при условии большей самостоятельности
Под девизом «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
• Работать коллективно и микрогруппами;
• Изготовление настенных панно в рамках;
3 год обучения закрепить и расширить практические и теоретические знания программного материала.
Под девизом «Делай сам, научи другого» — научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не выходит.
• Последовательное и рациональное выполнение всех операций без помощи педагога;
• Умение рассказать о процессе выполнения изделий, помощь товарищам;
• Правильно, аккуратно и со вкусом оформить свою работу,
• Коллективная работа
Предполагаемые результаты в течении 3 – х лет обучения
• Формирования позитивного отношения к жизни, окружающей природе;
• Формирование ответственности, умение отвечать за свои поступки;
• Создание сплоченного коллектива;
• Стабильность посещения кружка
• Формирование устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;
• Применение конкретных умений и навыков, которые могут применяться в дальнейшей жизни;
• Добиться полного усвоения технологического процесса;
• Добиваться самостоятельности при изготовлении цветов с учетом эстетического и художественного вкуса
• Позитивное отношение к жизни.
Технология реализации
Занятия в цветочной мастерской относятся к ручному труду – это результативные занятия. Но это вовсе не означает, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени, как под час наблюдается на практике. Важно так продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться достаточно сложному ремеслу изготовлению цветов из ткани.
Для достижения задач необходимо создать условия работы – технологическое оборудование для изготовления цветов из разных материалов (1 год обучения)
Для сохранения стабильности детского коллектива создать эмоционально – творческий климат.
Для этого применяются коммуникативные приемы и методы: дидактические и ролевые игры.
Для достижения качества работ и положительных результатов включаю в работу различные приемы:
• Доступность исполнения работ;
• Наглядность;
• Занимательность изложения;
• Рассуждение и размышление при работе в слух, тем побуждая детей тоже «Думать в слух»,
• Работа с природным материалом.
При обучении 2 и 3 годов обучения использую те же приемы, добавляя групповые методы и формы работы:
• Беседы;
• Экскурсии;
• Участие в коллективных делах.
Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка. Поэтому в своей работе положительных результатов добиваюсь разнообразием методических приемов при индивидуальной работе с детьми:
• Задания;
• Рассказа;
• Упражнения;
• Технологические карты;
• Познавательные ситуации
Так же используют различные способы мотивации учебно– воспитательной деятельности. Например: в силу своих физиологических особенностей (дети первого года обучения) ребенок не может длительное время чего–то ждать, например своей очереди или окончания работы других – начинает отвлекаться и нервничать. Учитывая это, я предлагаю уму сделать что – нибудь по своему желанию:
• Спеть песню,
• Рассказать стихотворение,
• И т. д. не запрещаю разговоры кружковцев во время занятия.
Планируется использование спокойной музыки. Спокойные не навязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.
Структура кружка 1 – го года обучения
Возраст детей от 6 до 9 лет.
Количество менее 8 — 10 человек
Полное количество часов 144 за учебный год
Тематический план работы
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как художественное конструирование из бумаги. Одним из направлений является квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ в технике квиллинга. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для квиллинга. 2 – 2
Материал — бумага
2. Квиллинг история возникновения
Демонстрация изделий в технике квиллинга 1 1 2
Конструирование
Изготовление цветов в технике квиллинга.
3. Основные базовые формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик» и т.д. 1 39 40
4. Конструирование из основных форм «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик». — 20 20
5. Изготовление открыток и сувениров — 4 4
Цикл творческих индивидуальных работ
6. Изготовление несложных цветов. 2 18 20
7. Изготовление простых бахромчатых цветов 4 10 14
8. Изготовление панно «Маргаритки» 1 9 10
9. Изготовление панно «Подсолнухи» 1 9 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 1 9 10
Подготовка к выставкам
11. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам — 12 12
Всего 13 131 144
Структура кружка 2 – го года обучения
Возраст детей от 9 до 12 лет.
Количество менее 7-10 человек, 2 группы
Полное количество часов 144 за учебный год
Второй год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из ткани, атласных лент и ниток. Знакомство с техникой изготовления цветов из ткани, атласных лент и ниток и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 — 2
Материал — ткань, нитки, атласные ленты
2. История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 2 — 2
Изготовление цветов в технике цветы из ткани
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов 1 — 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на ткань, вырезание из ткани заготовок 1 7 8
5. Пробулькивание заготовок 2 6 8
6. Подготовка стебельков 2 6 8
7. Сборка цветов 2 6 8
Цикл творческих индивидуальных работ
8. Изготовление несложных цветов 2 6 8
9. Изготовление панно «Лилии» 2 8 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 2 8 10
Изготовление цветов в технике цветы из ниток
11. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из ниток 1 — 1
12. Изготовление цветка из ниток 2 8 10
Цикл творческих индивидуальных работ
13. Изготовление несложных цветов 2 8 10
14. Изготовление сложного цветка из ниток и атласных лент 2 6 8
15. Изготовление панно 2 6 8
Изготовление цветов в технике цветы из атласных лент
16. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из атласных лент 1 1 2
17. Изготовление цветка из атласных лент 1 3 4
Цикл творческих индивидуальных работ
18. Изготовление несложных цветов 2 6 8
19. Изготовление сложного цветка из атласных лент 2 6 8
20. Изготовление панно 2 6 8
Подготовка к выставкам
21. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам — 10 10
Всего 144
Структура кружка 3 – го года обучения
Возраст детей от 12 до 16 лет.
Количество менее 7 человек
Полное количество часов 216 за учебный год, 6 часов в неделю (4 часа основные занятия, 2 часа индивидуальные занятия).
Тематический план
Третий год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из кожи, бисера и фетра. Знакомство с техникой изготовления цветов из кожи, бисера и фетра и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Тема Теория Практика Всего
Вводный блок 1.
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 – 2
Материал — кожа, бисер и фетр
2.История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 1 1 2
Изготовление цветов в технике цветы из кожи
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из кожи 1 — 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на кожу, вырезание из кожи заготовок 1 15 16
5.Обработка заготовок 2 16 18
6.Сборка цветов 2 16 18
Цикл творческих индивидуальных работ
7.Изготовление несложных цветов 3 17 20
8.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из бисера
9.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из бисера 1 — 1
10.Изготовление цветка из бисера 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
11.Изготовление несложных цветов 2 14 16
12.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из фетра
13.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из фетра 1 — 1
14.Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на фетр, вырезание из фетра заготовок 1 15 16
15.Обработка заготовок 2 10 12
16.Изготовление цветка из фетра 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
17.Изготовление несложных цветов из фетра 2 10 12
18.Изготовление панно 1 9 10
Подготовка к выставкам
19.Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам — 11 11
Всего 26 190 216
В группах занимаются преимущественно одни девочки. Коллектив только складывается, отношения между детьми доброжелательные, с удовольствием учавствуют в коллективных делах кружка. Есть резервы для дальнейшего развития кружка. Стиль общения – партнерский. Это принципиальное кредо – сотрудничество и умение общаться между собой сближает, рождает новые открытия. Наш клуб единственное место в п. Приполярном, куда дети могут пойти и найти себе дело по нраву.
Должна быть связь с семьей. Нести хорошее из семьи в клуб и наоборот, помощь старших младшим: умение брать ответственность за свои поступки; работу с другими коллективами.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь материально техническую базу:
Мебель:
• столы,
• стулья,
• стол для педагога,
• шкафы для хранения,
• полки для выставочных работ.
Канцелярские принадлежности:
• цветную бумагу,
• миллиметровая бумага,
• калька,
• полоски бумаги для квиллинга,
• гофрированный картон,
• картон белый и цветной,
• клей карандаш, ПВА, Момент, горячий клей,
• двухсторонний скотч,
• клейкие полоски,
• зубочистки, и т.д.
Инструменты:
• ножницы,
• машинка для нарезания бахромы,
• пинцеты,
• шило,
• инструмент для квиллинга,
• подложка буковая,
• булавки,
• карандаши простые,
• линейка прямая, с диаметровыми делениями,
• кисточки для клея,
• салфетки,
• клеенка,
• ткань разной фактуры,
• фетр,
• пряжа и т.д.
Для оформления работ:
• рамки разных форматов,
• заготовки для украшения,
• заготовки открыток,
• гели с блесками,
• стразы,
• бусины,
• блески сыпучие разноцветные
• и т.д