Обязательный минимум среднего образования
Заносят депутаты Гос Думы А.В.Шишлов. О.Н.Смолин, И.И.Мельников. С.В.Иваненко. С.С.Митрохин. А.М.Шелехов, В.Н.Иванова, Т.В.Плетнева, Члены Совета Федерации В.В.Сударенков, В.А.Миронов
“О муниципальном эталоне общего образования”
Реальный Федеральный закон конкретизирует правовые базы муниципальных гарантий обеспечения прав людей на бесплатное общее образование, определяет понятие, предназначение, статус, структуру муниципального образовательного эталона общего образования, включающего в себя муниципальные эталоны исходного общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (дальше — муниципальный эталон общего образования), порядок его разработки, утверждения и выполнения, главные принципы и порядок нормативного экономного финансирования общего образования.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1. Понятие муниципального эталона общего образования.
1. Муниципальный эталон общего образования — совокупа норм и требований, определяющих неотклонимый минимум содержания главных образовательных программ, наибольший объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
2. Муниципальный эталон общего образования устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ.
Статья 2. Законодательство Русской Федерации о муниципальном эталоне общего образования.
Законодательство Русской Федерации о муниципальном эталоне общего образования основывается на Конституции Русской Федерации, Законе Русской Федерации “Об образовании” и включает реальный Федеральный закон и принимаемые в согласовании с ним нормативно-правовые акты Русской Федерации и субъектов Русской Федерации.
Статья 3. Предназначение муниципального эталона общего образования.
Муниципальный эталон общего образования призван обеспечивать:
— равные способности для всех людей в получении высококачественного общего образования;
— единство образовательного места в Русской Федерации;
— академические свободы обучающихся и педагогических работников;
— академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;
— защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психологического и физического здоровья;
— преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения проф образования;
— социальную и профессиональную защищенность обучающихся и преподавателей;
— право людей на получение полной и достоверной инфы о муниципальных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.
Статья 4. Статус муниципального эталона общего образования.
1. Муниципальный эталон общего образования обязателен для всех муниципальных, городских и негосударственных образовательных учреждений Русской Федерации, реализующих главные образовательные программки общего образования и имеющих муниципальную аккредитацию (дальше – аккредитованные образовательные учреждения).
2. Аккредитованное образовательное учреждение должно обеспечить содержание собственной образовательной программки на уровне не ниже требований муниципального эталона общего образования.
3. Правительство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях в границах, определяемых муниципальным эталоном общего образования.
4. Муниципальный эталон общего образования является основой для:
— разработки федерального базового учебного плана, образовательных программ исходного общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базовых учебных планов субъектов Русской Федерации, учебных планов аккредитованных образовательных учреждений, примерных программ образовательных областей и учебных предметов;
— беспристрастной оценки уровня подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений;
— беспристрастной оценки деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
— определения объемов экономного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и невозвратной основах гарантируется государством на всей местности Русской Федерации;
— установления эквивалентности документов об общем образовании на местности Русской Федерации, нострификации на местности Русской Федерации документов об общем образовании зарубежных стран;
— установление федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений аккредитованных образовательных учреждений.
Статья 5. Составляющие муниципального эталона общего образования.
1. Муниципальный эталон общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонент и компонента образовательного учреждения.
2. Федеральный компонент муниципального стандарта общего образования устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений.
— обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и нормативы учебного времени;
— требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений.
3. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни.
4. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования устанавливается субъектом Российской Федерации.
5. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственного стандарта общего образования не могут являться основанием для отказа в переводе (приеме) обучающегося из аккредитованного образовательного учреждения, реализующие программы соответствующего уровня одного субъекта Российской Федерации в аналогичное учреждение другого субъекта Российской Федерации
6. Компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования устанавливается образовательным учреждением в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (иных законных представителей) и с учетом возможностей общеобразовательного учреждения. Порядок реализации компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования определяется администрацией данного учреждения по согласованию с органами самоуправления образовательного учреждения, при их наличии.
ГЛАВА 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Статья 6. Требования к содержанию общего образования.
1. Содержание общего образования определяется образовательными программами.
2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования определяется федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и содержит в себе следующий минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов:
— русский язык и литература;
— математика (включая предметы: алгебра и геометрия);
— обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии философии, экономики);
— естествознание (включая предметы: физика, химия, биология);
— искусство (включая предметы: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура);
— технология ( включая трудовое обучение и информационные технологии);
— основы безопасности жизнедеятельности.
Статья 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ общего образования.
1. Для освоения образовательных программ общего образования устанавливаются следующие нормативные сроки:
— для начального общего образования — 4 года;
— для основного общего образования — 5 лет;
— для среднего (полного) общего — 2 года.
Для отдельных категорий обучающихся, также временно в порядке эксперимента, Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативные сроки освоения образовательных программ общего образования.
2. Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель. Фактическая продолжительность учебного года в аккредитованных образовательных учреждениях устанавливается в порядке, определяемом учредителем.
Статья 8. Нормативы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
1. Максимальный объем ежедневной и еженедельной учебной нагрузки обучающихся устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся включает время, необходимое для освоения федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования и составляет более 10500 часов при 5-дневной неделе–, более 11500 часов при 6-дневной неделе.
3. На освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования выделяется более 75% от полного количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
4. На освоение регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования выделяется более 10% от полного количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
5. На освоение компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования выделяется более 10% от полного количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
6. Аккредитованное образовательное учреждение может работать в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Порядок установления режима работы аккредитованного образовательного учреждения определяется его уставом, при всем этом обязательно согласование режима работы с органом самоуправления данного учреждения, при его наличии.
7. Максимальный объем еженедельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при пятидневной неделе составляет:
— для 1 класса 20 часов,
— для 2 класса 22 часа,
— для 3 класса 22 часа,
— для 4 класса 22 часа,
— для 5 класса 28 часов,
— для 6 класса 29 часов,
— для 7 класса 31 час,
— для 8 класса 32 часа,
— для 9 класса 32 часа,
— для 10 класса 33часа,
— для 11 класса 33 часа.
Максимальный объем еженедельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при шестидневной неделе составляет:
— для 1 классов 22 часа,
— для 2 класса 25 часов,
— для 3 класса 25 часов,
— для 4 класса 25 часов,
— для 5 класса 31 час,
— для 6 класса 32 часа,
— для 7 класса 34 часа,
— для 8 класса 35 часов,
— для 9 класса 35 часов,
— для 10 класса 36 часов,
— для 11 класса 36 часов.
8. Нормативы учебной нагрузки, включая организацию индивидуальной, групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся с учетом деления на подгруппы могут превышать максимальные объемы, указанные в пунктах 2 и 7 настоящей статьи и составлять при пятидневной неделе – до 12900 часов, при шестидневной неделе – до 13900 часов.
Статья 9. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений.
1. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и еженедельный объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования, учебным годам и классам.
2. Федеральный базисный учебный для план аккредитованных образовательных учреждений разрабатывается на основе государственного стандарта общего образования.
3. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений является основой для разработки учебных планов аккредитованных образовательных учреждений.
4. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой и учебным планом, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным учреждением самостоятельно.
Статья 10. Требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений.
1. Требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений устанавливаются государственным стандартом общего образования по образовательным областям и учебным предметам на всех ступенях общего образования.
2. Требования к уровню подготовки выпускников представляются в форме, позволяющей реализовывать объективные процедуры оценки уровня подготовки выпускников.
ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Статья 11. Государственный контроль за исполнением государственного стандарта общего образования.
1. Государственный контроль за исполнением государственного стандарта общего образования является обязательным, кроме случаев, предусмотренных нормативными актами, и осуществляется в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованых образовательных учреждений на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.
2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется бесплатно для обучающихся, их родителей (законных представителей).
3. Государственная (итоговая) аттестация выпускников аккредитованных образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, является обязательным условием для продолжения обучения в аккредитованных образовательных учреждениях последующего уровня образования.
Статья 12. Ответственность аккредитованного образовательного учреждения за выполнение обучающимися требований государственного стандарта общего образования.
1. Аккредитованное образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования государственного стандарта общего образования.
2. Родители (иные законные представители) обучающихся имеют право ознакомиться с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников данного образовательного учреждения за последние три года.
3. При неисполнении аккредитованным образовательным учреждением государственного стандарта общего образования обучающиеся, их родители (иные законные представители) вправе предъявить соответствующему общеобразовательному учреждению претензии на основании действующего законодательства Российской Федерации.
4. В случае невозможности реализации полностью или частично государственного стандарта общего образования аккредитованное образовательное учреждение обязано в срок не позднее 30 дней со дня выявления этого обстоятельства уведомить об этом своего учредителя, соответствующие органы управления образованием и органы местного самоуправления, также обучающихся, их родителей (иных законных представителей).
5. Учредитель аккредитованного образовательного учреждения, органы местного самоуправления, органы управления образованием, в ведении которых находится данное учреждение, обязаны принять меры по обеспечению реализации в нем государственного стандарта общего образования.
ГЛАВА 4. Основные принципы и порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
Статья 13. Принципы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
1. Финансирование реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. По мере надобности на реализацию государственного стандарта общего образования предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
2. Порядок бюджетного финансирования образовательных и иных услуг, предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
4. Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину денег, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.
Статья 14. Порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
1. В Российской Федерации устанавливается система взаимосвязанных государственных (федеральных и региональных) и местных нормативов бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее – нормативы бюджетного финансирования).
2. Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают федеральные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают региональные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих федеральных.
4. Органы местного самоуправления устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих региональных.
5. Порядок бюджетного финансирования реализации государственного образовательного стандарта общего образования при очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, при семейном образовании, экстернате, также в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральными нормативно-правовыми актами – субъектами Российской Федерации.
Статья 15. Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
1. Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее федеральный норматив) ежегодно утверждается федеральным законом «О федеральном бюджете».
2. Федеральный норматив является показателем минимальной стоимости реализации государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающего в год.
3. На основе федерального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации при условии недостаточности средств в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах федерального норматива.
4. В расчетную величину федерального норматива включаются текущие расходы, необходимые для реализации государственного стандарта общего образования.
5. Методика расчета федерального норматива утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
1. Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее региональные нормативы) содержит в себе федеральный норматив.
2. За счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать региональный норматив в размерах, превышающих федеральный норматив.
3. Региональный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и является обязательным для исполнения в бюджете субъекта Российской Федерации и в соответствующих бюджетах органов местного самоуправления.
4. На основе регионального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету при условии недостаточности средств в местном бюджете на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах регионального норматива.
Статья 17. Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования.
1. Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования (далее – местный норматив) содержит в себе региональный норматив.
2. За счет средств собственных бюджетов органы местного самоуправления могут устанавливать местный норматив в размерах, превышающих региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
3. Местный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
ГЛАВА 5. Разграничение компетенции в области государственного стандарта общего образования.
Статья 18. Компетенция Федерального Собрания Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования.
1. К компетенции Федерального Собрания в области государственного стандарта общего образования относятся:
— утверждение основных требований к государственному стандарту общего образования;
— определение порядка разработки, утверждения и исполнения государственного стандарта общего образования;
-утверждение федерального норматива бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
-согласование проекта утверждаемого федеральным органом управления образованием федерального базисного учебного плана аккредитованных образовательных учреждений.
2. Палаты Федерального собрания Российской Федерации вправе делегировать полномочия по согласованию базисных учебных планов профильным комитетам, в ведении которых находятся вопросы общего образования.
Статья 19. Компетенция Правительства Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования.
К компетенции Правительства Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования относятся:
— утверждение федерального компонента государственного стандарта общего образования в части, не установленной федеральным законом;
— разработка и утверждение методики расчета федерального норматива бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования;
— установление порядка нормативного бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования;
— создание единой для Российской Федерации государственной системы оценки выполнения выпускниками аккредитованных образовательных учреждений требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Статья 20. Компетенция федерального органа управления образованием в области государственного стандарта общего образования.
К компетенции федерального органа управления образованием в области государственного стандарта общего образования относятся:
— организация разработки проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и публикация его для обсуждения;
— определение порядка проведения общественного обсуждения проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования;
— разработка и утверждение федерального базисного учебного плана, примерных образовательных программ, примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин;
— согласование представляемого элементами управления образованием субъектов Российской Федерации регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
— научно-методическое обеспечение государственного стандарта общего образования в части его федерального компонента;
— мониторинг исполнения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Статья 21. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования.
К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования относятся:
— организация разработки и утверждение регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
— проведение общественного обсуждения проекта регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
— согласование с федеральным органом управления образованием регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
— научно-методическое обеспечение государственного стандарта общего образования в части его регионального (национально-регионального) компонента;
— осуществление мониторинга исполнения регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
— разработка и принятие регионального норматива бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования.
Статья 22. Компетенция органов местного самоуправления в области государственного стандарта общего образования.
К компетенции органов местного самоуправления в области государственного стандарта общего образования относятся:
— обеспечение социально-экономических условий реализации прав граждан на общедоступное, бесплатное общее образование в пределах государственного стандарта общего образования;
— разработка и принятие местного норматива бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
— планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений в целях исполнения государственного стандарта общего образования.
Статья 23. Компетенция аккредитованного образовательного учреждения в области государственного стандарта общего образования.
К компетенции аккредитованного образовательного учреждения в области государственного стандарта общего образования относятся:
-разработка и утверждение образовательной программы и учебного плана, также программ по учебным предметам на основе государственного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана;
-установление состава и форм реализации компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования по согласованию с обучающимися, их родителями (иными законными представителями);
— осуществление текущего контроля исполнения государственного стандарта общего образования и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 25.Приведение правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.