Лень и как с ней бороться
О чём речь?
Как биться с ленью? Вопрос на миллион рублей, а неплохой ответ и на два потянет.
На разных сетевых ресурсах, форумах, веб-сайтах, соц сетях, юзеры то и дело спрашивают, как биться с ленью. Естественно, в ответ бессчетные комментаторы делятся советами, своим и чужим опытом. А чем я ужаснее? Как и всем, мне тоже повсевременно приходится биться с своей ленью.
В этой статье я поделюсь своим опытом, как биться с таковой порухой под заглавием лень. Вот уже 2-ой год я веду ежедневник. По нему сходу видно, где я на жеребце, а где лень на мне. Не могу сказать, что достигнул впечатлительных фурроров, но… некоторый паритет достигнут. И то удовлетворенность.
Откуда берётся лень.
Давным-давно, кое-где там в глубинах Веба, мне попалась очень увлекательная статья о подсознании. Жалко, не могу дать ссылку либо хотя бы заглавие статьи. Зато помню самое главное – лень является проявлением подсознания.
Не может наше подсознание заявить сознанию прямым текстом: «Ты утомился, хватит работать, приляг на диванчик и отдохни». Либо: «Это занятие вредит твоему здоровью, 3-ий и 5-ый позвонки и так скрипят от натуги. Так что кончай барабанить пальцами по клавиатуре, лучше скушай пару смачных конфет». Не может оно гласить. Вот и остаётся ему напускать лень, отбивать всякую охоту писать умные романа либо забавные рассказы.
Так оно либо нет – бог его знает. Я не учёный, не психолог и даже не патологоанатом. Но! Наверное так оно и есть по сути. Уж больно нередко в масть попадает. Издавна увидел по собственному опыту: если устранить вредные воздействия на организм, то лень отступает. По крайней мере можно работать дальше, пусть и без песен с плясками. По моим личным наблюдениям существует всего две базовые причины для лени: неправильная мотивация и неправильная самоорганизация.
Разбирать неправильную мотивацию не буду. Литературное творчество, это такая область человеческой деятельности, где задерживаются только правильно мотивированные люди. Особенно в наше время, когда писанина не сулит стабильного заработка, жена глухо ворчит, а тёща обзывает бездельником. Как я люблю повторять: сбор пустых бутылок и банок принесёт гораздо более обильный и стабильный доход. Гораздо полезней разобрать неправильную самоорганизацию.
Работать надо с комфортом.
Работать надо с комфортом. Казалось бы простая истинна, однако не все писатели осознают её. Ладно, если телевизор орёт на полную мощность, а супруга бьёт скалкой по башке и требует вынести мусор. В таких условиях даже клинический графоман не сможет написать ни рассказа, ни стихотворения. Гораздо хуже и опасней другое.
Мелкие, мелкие раздражители похожи на радиацию: вроде как не чувствуешь, не придаёшь значения. Мелочь, одним словом. Однако эти мелочи накапливаются, накапливаются и с течением времени начисто отбивают желание писать. Вот почему так важно в самую первую очередь обеспечить себе комфортные условия для работы. Чтобы не быть голословным, пример из собственной жизни.
В дачный сезон большую часть выходных я провожу в деревне за городом. Чтобы не тратить время зря зря, вожу с собой ноутбук. Только, только очень долгое время заниматься творчеством никак не получалось и всё тут. В конце, концов я решил, что в деревенском доме энергетика неподходящая, совсем-совсем не творческая.
Однако почему-то именно в этом году, в этом сезоне, процесс пошёл. Почему-то теперь в деревенском доме я вполне могу писать даже художественный текст. И это при том, что создание текста является для меня наибольшей трудностью.
С чего это такая перемена? Почему именно в этом году? Что мне мешало раньше? Несложный анализ показал, каким же дураком я был.
Многие годы я пытался расположиться в избе так, чтобы не мешать другим, ну и чтобы мне поменьше мешали. Другими словами сидел с ноутбуком не в комнате, а на мосту за маленьким неудобным столиком, на старом стуле. Самое печальное и в большом количестве комары. В тишине, особенно в вечерней тишине, в воздухе постоянно висел противный писк. Приходилось кутаться в трое штанов, кителей и накидывать на голову футболку для защиты ушей и шеи от укусов. Ещё то зрелище, я вам скажу.
Иначе говоря, там, на мосту, я доблестно преодолевал мелкие раздражители в виде неудобного столика, стула и комаров. Не удивительно, что через пару вечеров у меня начисто пропало желание что-то там писать.
В этом году я решил прихватить в деревню звукоизолирующие наушники. Как-то само собой расположился в избе, на удобном диванчике, ноги на стул. Для большего комфорта обложился подушками под локти. Наушники помогли отключиться и от радио, и от разговоров домашних. И… процесс пошёл.
Господи, всего-то и нужно было расположиться с комфортом на диване подальше от комаров. Теперь я без проблем пишу и за городом. И никакая энергетика старого деревенского дома здесь ни при чём.
Не повторяйте мою ошибку, внимательно проанализируйте раздражающие факторы, и по возможности, устраните их. Частично проблему комфортной работы я затронул в статье «Рабочее место автора». Вот уже много лет я пользуюсь тем угловым столом. Он мне нравится, очень. В жаркие дни очень здорово помогает старый советский вентилятор. Это вам не современный китайский, которые еле-еле месит воздух. Советский если дует, так дует!
Подчиняясь биоритмам.
Биоритмы, совы и жаворонки, фазы Луны и дни недели. Все о них слышали. Для проформы повторюсь ещё разок.
У каждого из нас существуют биоритмы. Глупо идти поперёк их воли, гораздо разумней подчиняться им и приспосабливаться. Я, например, ярко выраженная
сова. По этой причине утром, когда башка толком не варит, предпочитаю делать не особо умную работу. Например разбираться с мелкими делами, раскладывать файлы, загружать в Интернет статьи и книги. В идеале – пробежка на стадионе. Вечером, когда наоборот как огурчик, занимаюсь самым сложным – пишу книги. Если же я попытаюсь поступить с точностью наоборот, то утром пораньше меня разберёт космическая лень. Какая там книга? Какой там текст? Поспать бы.
Простая и поболее чем очевидная истина: не надо бороться с биоритмами, нужно подчиняться им. А если не выходит, значит проблемы не с «жаворонками» или «совами», а с собственной самоорганизацией.
Даёшь разнообразие.
Биоритмы – ладно. Помянул и хватит. Самое время рассказать о ещё одном «биоритме».
Долгое время я предпочитал работать над одним и только одним проектом. Раз взялся за книгу, то целенаправленно пытался дописать её до конца. Что, между прочим, не просто. Если на создание одной книги уйдёт полгода – уже хорошо. Естественно, работа над одним и этим же произведением надоедает. Доходит до тошноты, когда хочется закрыть файл с последней редакцией и сказать: «Ша! Хватит!» Смех, смехом, но именно так оно и было.
Лишь относительно недавно до меня дошла простая истинна – никто и ничто не запрещает мне работать сразу над несколькими проектами, писать сразу несколько книг. Да, согласен, многие авторы так и делать, но у меня одно очень важное ноу-хау.
Создание книги проект долгий, многоэтапный. В моём случае это моделирование окружающего мира и сюжета, пошаговый план, нулевая редакция и три последующие редакции. Причём самым сложным, самым трудным для меня является нулевая редакция. Редактировать уже написанное несколько легче. Писать пошаговый план уже интересно. А моделировать окружающий мир и сюжет мне нравится больше всего. Несложная расстановка приоритетов помогла организовать работу совсем, совсем другим образом.
Если настроение во! В глазах блеск, а руки трясутся от нетерпения, то я берусь за самое сложное – пишу нулевую редакцию, генерирую непосредственно художественный текст. Если настроение не ахи, а шарики и ролики в голове работают со скрипом, то редактирую уже написанное. Если настроение ещё хуже – берусь за пошаговый план. Если на грани – самое приятное, другими словами моделирую окружающий мир и сюжет. Если за гранью, когда вообще ничего не хочется – читаю книгу. Последнее напрямую к творчеству не относится, но тоже весьма полезное занятие.
Идей у меня – океан, сюжетов – море, проектов одновременно сразу три, четыре, а то и пять. Крупные формы, повести и романы, мешаю с мелкими, с рассказами. Таким макаром в моём распоряжении сразу все виды работ. Правда, у такого подхода есть одно очень серьёзное ограничение.
Как я уже неоднократно говорил и писал, я очень люблю вести подробные и весьма объёмные служебные файлы. Конечный объём книги всего в полтора раза больше объёма пошагового плана. Понимаю – много. Зато любую книгу, любой проект, я могу прервать, приостановить в любом месте. Пишу пошаговый план. Настроение улучшилось, отложил пошаговый план в сторону, взялся за нулевую редакцию другой книги. Если что забыл – глянул в служебные файлы, всё, буквально всё, записано заранее.
Насколько мне известно не всех, далеко не всех, авторов клинит на служебные файлы и пошаговые планы как меня. Так что не у всех может получится легко и просто перескакивать с одного проекта на другой без ущерба для качества. Только попробовать всё равно стоит. Многие авторы параллельно пишут сразу несколько книг, только не все из них не комплексуют по этому поводу.
Как вариант – другие увлечения, другие дела. Если мне вообще ничего не хочется, читаю книги. Ещё у меня есть свой сайт. личный блог в «Живом журнале» и сообщество «Профессиональный читатель». Всё разнообразие, всё лишний и полезный способ отвлечься от космической битвы, расследования запутанного преступления, или великих дел бессмертных попаданцев.
У любого из нас хватает дел по дому. Если уж не пишется, то можно, наконец, повесить полку, подклеить обои, вынести на помойку прошлогоднюю ёлку. А вот диван и телевизор, да ещё с пивом и сухариками, это уже классическая лень. Не даром своим злейшим врагом я считаю телевизор. Если б не супруга, давно выбросил бы чёртов зомби-ящик, скинул бы прямо с балкона, но нельзя.
Разнообразие, это не только лишь разные дела, а ещё разная степень нагрузки на мозг. Заранее продуманный список приоритетов существенно поможет побороть лень. Если уж не книгу написать, то хотя бы тапочки подклеить.
О здоровье и энергии тела.
Ещё две причины могут спровоцировать лень. Причём две самые хитрые причины, о которых люди чаще и охотней всего любят забывать – здоровье и энергия тела. Как легко догадаться, недостаток первого порождает недостаток второго. Если лапы ломит и хвост отваливается, как-то не до высоких материй, не до очередного романа на пятнадцать авторских листов. Проблема усугубляется тем, что творчество является очень даже энергозатратной деятельностью.
Заботиться о собственном здоровье далеко не всегда питаться строго по расписанию и только тёртой морковкой с постным маслом. Нет. Самое главное – умеренность, умеренность в потреблении.
Большая часть проблем со здоровьем происходит как раз из-за отсутствия умеренности. Зачем набивать собственное брюхо жаренной картошкой, если вполне достаточно съесть хоть ту же жаренную картошку только небольшую тарелочку. Не злоупотреблять крепким кофе, бросить курить, лишний разок подняться на пятый этаж на своих двоих, оставить в хлебнице лишний кусок хлеба. Даже такая простая вещь, как чай без сахара может помочь стряхнуть с талии пару лишних кило.
Я не зря помянул энергию тела. Кроме здоровья нужны ещё и силы. А силы берутся только из постоянного движения. Шевелиться надо. Проблема особенно актуальна для горожан, у кого и работа и увлечение не отличаются большим количеством движений.
Именно из-за нехватки энергии тела так легко и просто подсесть на стимуляторы типа кофе, сигарет, спиртного. Оно, конечно, просто и приятно: выпил литр кофе и заскакал как рекламный зайчик-энерджайзер. И уж совсем никуда не годиться «сосать кокс в обе дырки». Ни одна книга не стоит потерянного здоровья и непрожитых лет. Написать с десяток романов и покинуть этот чудный мир не дожив до сорока… Не-е-е… Меня такая перспектива не устраивает, никогда и никак.
Подзарядить тело энергией можно и нужно. Самое простое – контрастный душ. Холодная вода на темечко хорошо бодрит. Утренняя зарядка и по правде заряжает, особенно когда перевалило лет за тридцать пять. И уж совсем хорошо бег трусцой или иной вид спорта, который сначала развивает выносливость. Если легко на стадионе навернуть с десяток километров, то просидеть за компьютером с пяток часов труда не составит.
Одна из главных задач подсознания – оптимизировать расход энергии. Если её мало, то подсознание напускает лень. Вот почему люди так любят срезать дорогу по газонам и подниматься на второй этаж на лифте. Ну а если у организма энергии через край, то подсознание с лёгкостью разрешит потратить её на новый роман или рассказ и не будет саботировать энергозатратное творчество под видом лени.
Заключение.
Не буду врать – я и сам люблю поваляться на диванчике и забить еще раз на утреннюю пробежку на стадионе. Да, да, понимаю, но лень. И мне приходится постоянно бороться с ней. Когда я её, когда она меня.
Моя короткая статья не поможет побороть лень. Зато, надеюсь, поможет в другом – научиться жить с ней. Нужно познать свою лень, причины её прихода тогда и совладать с ней будет немного проще и быстрей. По этой же причине я настоятельно рекомендую читать как можно больше книги по самоорганизации.
Конечно, идеальной системы самоорганизации не существует. Каждый автор тянет воз в свою сторону. Зато из большого количества книг более чем реально перенять разные приёмы и хитрости, которые, в итоге, помогут создать свою собственную систему самоорганизации. Так, например, в одной книге я почерпнул идею контрастного душа утром пораньше. В другой систему работы в ритме 45 на 15. Третья научила подходить к задачам и проблемам с проактивной стороны.
С ленью можно и нужно бороться.