Кто такой архитектор дизайнер, проектировщик, инженер, ландшафтный специалист
Кто таковой конструктор
Принципиально настроить себя на то место в сфере архитектуры, где вы будете ощущать себя более гармонически. Избрать свою нишу. Совсем необязательно стремиться стать удачным и пользующимся популярностью архитектором и гнаться за большенными объектами. В этой области можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми строительными формами – всем чем угодно, если это ваше призвание, – быть удачным и зарабатывать довольно много. На данный момент в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и большой спец получает высшую заработную плату. Скажем, неплохой макетчик может зарабатывать намного больше головного конструктора.
Но в то же время, занимаясь только архитектурой, очень трудно «заработать целое состояние».
Качества полезные и вредные
В каком случае стоит идти в архитектуру, а в каком – всё-таки нет?
Конечно, без творческих амбиций делать в архитектуре нечего. Должно присутствовать стремление постоянно создавать что-нибудь новое – причем самое лучшее.
Также важно намерение быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Нормана Фостера, Сантьяго Калатраву, Фрэнка Гери – то окажется, что все они публичные люди. Так что приветствуется порыв не только создать что-либо, но и рассказать об этом всему миру.
Профессия архитектора находится на стыке профессий инженера и художника. Желание знать всё и быть разносторонне развитым человеком окажется отличным подспорьем будущему специалисту.
Теперь стоит сказать о том, что может вам помешать.
- Во-первых, это поиск «легкого пути». В архитектуре 5% – талант, а остальное – очень тяжелая работа. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были, увы, даже смертельные случаи. Надо укреплять здоровье и быть готовым к трудностям – тогда вы сможете обоснованно их не бояться.
- Во-вторых, вредно мечтать заработать сразу много денег. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. Вначале он стоит очень дешево, но спустя годы работы – становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки появятся, просто путь к ним достаточно долгий.
- В-третьих, в профессии будет сильно мешать излишняя ранимость. Количество критики всегда превышает количество похвалы, особенно в начале пути. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, какая у него солома в голове и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу. Надо уметь воспринимать всё спокойно.
Теперь, думаю, будет не сложно, исходя из вышесказанного, создать портрет человека, которому подходит эта профессия, и примерить его на себя.
Поступление в вуз
Выбор вуза для получения профессии архитектора, конечно, важен, но не принципиален. Специфика обучения этой специальности такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное – преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы профильных вузов и архитектурных факультетов примерно похожи друг на друга. Больше шансов встретить отличного преподавателя – вот в чем плюс престижных вузов, подобных МАрхИ.
Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Оптимальный вариант – подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека с нулевым исходным уровнем к сдаче экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если прежде абитуриент нигде не учился рисунку. Педагогу проще изначально поставить ему правильную технику, чем исправлять ошибки другой школы. Излишне заблаговременно готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы вы были в хорошей форме к экзамену и не сильно утомились от многолетней подготовки.
На мой взгляд, самая большая ошибка – попытка поступить в один вуз в течение нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз России не дадут никаких знаний об архитектуре. Надо всегда помнить, что цель – стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать и вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению – это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении – это путь, который может оказаться более тернистым, чем ожидается.
Учеба на архитектора
Получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того, кто вы по складу, физик или лирик. Дело всё в том же единстве инженерного и художественного начал в профессии. Все предметы можно условно разделить на 3 вида:
Традиционно студенты уделяют основное внимание творческим предметам – проекту, рисунку. Менее сосредоточенно относятся к предметам инженерным – конструкции, сопромату, архитектурной физике. И досадно редко вспоминают про общеобразовательные предметы – философию, социологию. Это плохая традиция, ибо в программе нет случайных дисциплин. Все знания, которые дает вуз, пригодятся в профессии, но в одних случаях это очевидно (проект, конструкции, материаловедение), а в других – нет.
Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал несколько раз за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодится в архитектурной практике. Спустя годы в аспирантуре я стал проходить курс философии науки. Только тогда я понял, что философские корни архитектуры глубоки и что работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение философских текстов и переживать, что не посещал занятия в институте.
Но, конечно, самый главный предмет – архитектурное проектирование. По сути, всё остальное содержание программы служит продвижению студента в этом предмете.
Многие мои коллеги вспоминают работу над институтским проектом как золотое время – потому что фантазия архитектора в это время ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, докучливых заказчиков, неуступчивых смежников. Выполнение такого проекта – это возможность проявить свой творческий потенциал в идеальных условиях. Неслучайно при приеме на работу часто просят показать институтские проекты. Работая над проектом клуба, музея или пожарного депо, надо понимать, что они останутся для вас, скорее всего, единственными проектами на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на подобный труд. Именно в его процессе закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и звёзды архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.
Для успешного развития карьеры и студенту, и дипломированному архитектору необходимо также постоянное самообразование, активное участие в общественной архитектурной жизни — посещение лекций, семинаров, выставок.
Сегодня подавляющее большинство студентов начинает работать уже на втором-третьем курсах. Это хорошо – но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически готовит к будущей карьере. Однако не стоит забывать, что главное – всё равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно, а просто как к возможности попрактиковаться. Заниматься исключительно учебой тоже можно – хотя судя по практике, у таких архитекторов карьерный рост если и начинается, то с большим опозданием.
Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов – инженеров, конструкторов. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ – индивидуальный жилой дом (коттедж). Архитектор получает такой заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады – и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект – чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации (параметры и требования).
На этом работа архитектора, казалось бы, заканчивается – но по одному только архитектурному проекту построить дом нельзя. Нужны еще строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего изначально работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами или, по крайней мере, консультироваться с ними на этапе архитектурного проектирования.
Даже после выполнения всех смежных проектов работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольшие – лично приезжает человек с чертежами и рулеткой и с умным видом ходит по стройплощадке. Часто окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства – когда архитектура не только на бумаге, а ее уже можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки чрезвычайно полезно для понимания всего процесса создания архитектуры.
При проектировании и строительстве крупных объектов всё усложняется, но суть остается той же самой.
Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть в офисе с девяти до шести; можно приходить туда по свободному графику; ездить по объектам, согласующим организациям, встречаться со смежниками; работать дома как частный архитектор – кому как больше нравится. В архитектурной деятельности самое главное – результат, хорошая архитектура; а как она получилась, не так важно. Кто-то за 5 минут рисует «на коленке» гениальный эскиз – а кто-то месяцами безрезультатно просиживает у монитора.
Сегодня российская архитектура переживает серьезный кризис. Это признают и профессионалы, и обычные люди, которым небезразлично то, что происходит в стране. Архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразна (достаточно сравнить, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, тяжело идет смена поколений.
Профессиональная среда тоже находится в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточны. Хорошие должности в больших организациях достаются сложно даже классным архитекторам. За место в частной архитектурной мастерской тоже идет большая конкуренция. К тому же рынок частных архитекторов сильно наводнен непрофессионалами.
К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, поднять российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировок за рубежом. Я верю: из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный, вырастут наши Кэндзо Тангэ и Ричард Роджерс.