Электронное портфолио педагога
Говоря о портфолио преподавателя разглядим поначалу что все-таки значит это слово.
Портфолио в переводе с итальянского значит «папка с документами», «папка спеца».
В узеньком смысле портфолио означает ряд качественных фото, которые делает проф фотограф в рамках индивидуальной фотосессии, пользоваться которыми может в деловых и маркетинговых целях актер либо модельное агентство.
В широком смысле портфолио — это упорядоченный, хорошо оформленный набор достижений деловой личности, занятой в хоть какой сфере деятельности.
Сделать проф портфолио — это одно из важных действий, которое нужно совершить соискателю работы в хоть какой сфере деятельности для заслуги фуррора. Вместе с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования Вашего стиля в очах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как изготовлено портфолио соискателя, работодатель судит не только лишь о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата.
Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается при помощи портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога исходя из убеждений информационной и профессиональной культуры.
Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.
Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.
Оно содержит материалы, которые:
- дают информацию об авторе;
- представляют результаты его деятельности;
- отображают особенности личности автора портфолио;
- отражают основные направления и виды деятельности;
- демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.
Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:
- педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
- администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.
В то же время, портфолио педагога позволяет демонстрировать не только лишь результаты деятельности, да и динамику по сравнению с предыдущими результатами.
Но необходимо заметить, что портфолио педагога ни при каких обстоятельствах не должно является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных программ, занятий, методических материалов, полученных грамот и дипломов.
Нередко можно встретить ситуацию, когда прошлые достижения преподносятся педагогом как огромная заслуга в настоящем. Но ведь ценность педагогического труда именно в стабильности образовательных результатов. Эта самая стабильность, как текущая (от занятия к занятию), так и перспективная (из года в год), характеризует педагога как профессионала.
При всем этом важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.
20 годов назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. На них я и хотела бы обратить Ваше внимание. Это:
- электронное портфолио;
- электронное on-lain портфолио.
Электронное портфолио педагога — демонстрационный набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма работника.
Возможные разделы электронного портфолио:
- общие сведения о педагоге;
- результаты педагогической деятельности;
- научно-методическая деятельность;
- творческие планы;
- учебно-материальная база.
Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными зависимо от индивидуальных особенностей педагога.
Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.
Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы.
Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.
Наиболее распространены портфолио в виде:
- электронной презентации в среде PowerPoint,
- Web-сайта.
Первое, в основном, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.
Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, да и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.
В то же время, создавая электронное портфолио, педагог фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять.
Рассмотрим более подробно структуру электронного портфолио педагога.
Все же, общепринятой модели электронного портфолио нет.
Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
И все таки есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Рассмотрим их:
1. Информация «от себя » — формулировка педагогической философии педагога, описание используемых методик, педагогических технологий, указание разрабатываемых дисциплин, образовательных программ, представление образовательных целей и задач.
Сюда же могут входить: видеозапись типового занятия педагога, материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, (например компьютера, аудио- и видеоаппаратуры).
2. Информация «от других » — рекомендательные письма, отзывы коллег, учащихся, родителей о программе, стиле проведения занятий, внеучебной деятельности и т.д.
3. Примеры учебных мероприятий — достижения учащихся, результаты исследовательской работы учащихся, примеры работ учащихся и т.д.
При составлении портфолио педагогу нужно четко понимать, что портфолио — это не воплощение успеха. а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют некоторое количество видов профессионального портфолио педагога:
— портфолио развития — собирается в педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и накопленного им опыта в течение определенного времени;
— отчетное портфолио — свидетельствует о достижении педагогом определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
— демонстрационное портфолио — это коллекция лучших работ педагога. Данное портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
Результаты эксперимента по созданию портфолио показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные портфолио, представляющие из себя совокупность различных блоков, таких как:
- Портрет педагога,
- Достижения,
- Педагогический опыт,
- Квалификация,
- Работа с учащимися,
И разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.
При создании и наполнении электронного портфолио от педагога требуется:
- умение моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность,
- учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов:
— эргономические требования (удобство для человека в процессе работы),
— требования к дизайну (цветовому оформлению, размеру шрифтов и графических объектов)
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность.
Электронное портфолио педагога представляет собой, с одной стороны, личное портфолио педагога, с другой стороны, осмысление опыта других педагогов или методистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как педагога, так и его учеников.
Смысла отрицать эффективность электронного портфолио нет. Это наглядно, удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.
Практика создания электронных портфолио уже существует и в школах и в учреждениях дополнительного образования детей.
В связи с этим я решила провести обзор доступных ресурсов, в том числе сайтов портфолио, с целью предоставить педагогам возможность увидеть и оценить, какие существуют формы и варианты оформления портфолио.
Пример 1 (Портфолио педагога «Достижения в области ИКТ» )
Например, в электронном портфолио педагога дополнительного образования, занимающегося историко — литературным краеведением в разделе «Научно-методическая деятельность» представлен и проанализирован опыт использования современных педагогических технологий; каждый подраздел содержит подтверждающие материалы, прикрепленные к данной странице портфолио при помощи гиперссылок:
- технология модульного и блочно-модульного обучения (программа блочно-модульного обучения по историко-литературному краеведению для детей 14 — 16 лет;
- исследовательские методы обучения (проект учащихся «История становления храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка», зачетная работа по темам «История мировых религий», зачетная работа по теме «Правители государства Российского»);
- технология решения изобретательских задач — ТРИЗ (подборка задач по краеведению);
- информационно-коммуникационные технологии обучения (статья «Активизация преподавания гуманитарных дисциплин в УДОД, презентации к занятиям по темам.
Структура электронного портфолио педагога декоративно-прикладного творчества дополнена разделом «Краеведческая работа», потому что педагог имеет большой опыт совместной с учащимися работы в этом направлении. В данном разделе можно познакомиться с содержанием исследований учащихся, занявших призовые места на краеведческих конкурсах различного уровня.
Вашему вниманию предлагается также схема портфолио педагога. Особенность этой схемы заключается в том, что в портфолио включена возможность через гиперссылки ссылаться на материалы, созданные педагогом в индивидуальном порядке или в соавторстве с коллегами или учащимися.
На основе предложенной схемы Вы можете подготовить ваше личное портфолио. Составляя свое портфолио можно вносить коррективы или дополнения в схему (вводить новые разделы или исключать неуместные).
Пример 2 (Шаблон портфолио педагога Центра детского творчества ).
Приступая к созданию портфолио, я определила основные аспекты своей педагогической деятельности, они и стали разделами моего электронного портфолио. Инструментом для компьютерной реализации этой задачи стала программа «Конструктор школьных сайтов».
В моем портфолио представлены следующие разделы:
- биография, квалификация, официальные документы;
- учебно-методический комплекс;
- работы обучающихся;
- научно-методическая деятельность;
- публичная педагогическая деятельность;
- педагогическое самосовершенствование;
- информационно-методический кабинет.
Перечень разделов портфолио и их содержание отражают субъективный взгляд на мою деятельность и носит «примерный» характер.
Пример 3 (Портфолио педагога Центра детского творчества, созданный в «Конструкторе школьных сайтов») .
Подводя итог работы по формированию своего электронного портфолио, могу отметить ряд очень важных моментов, которые необходимо учитывать каждому, кто собирается заниматься этим:
- процесс создания портфолио весьма трудоемок, отнимает много сил и времени;
- чтобы выполнить работу на приемлемом уровне, необходимо иметь определенный уровень информационно-коммуникационной компетентности;
- необходимо постоянно фиксировать свои достижения в разных аспектах педагогической деятельности, другими словами нужна четкая самоорганизация собственной работы;
- требуется регулярно проводить самодиагностику педагогической деятельности, чтобы увидеть свои резервы.
Итак . электронное портфолио — один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.
Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:
- объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
- информация охватывает не только лишь все аспекты деятельности работника, да и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
- навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.
В дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей работника.
В нашем Центре разработано Положение об электронном портфолио. Это позволит зафиксировать наличие и состояние портфолио у педагогов, сравнивать и оценивать изменения в педагогической деятельности автора через определенные интервалы времени (например, через год).
Поэтому задачей административного аппарата и всей методической службы ЦДТ на первом этапе внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс становится создание условий для их освоения всеми желающими педагогами. Именно желающими, т.к. насильственное внедрение чего-либо никогда не приводило к позитивным изменениям.
Кстати, работа по формированию своего электронного портфолио приравнивается к II уровню ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагогов.