История дистанционного обучения
Дистанционный способ получения образование появился достаточно издавна. Его родоначальником считается Исаак Питман, начавший в 1840 году при помощи почтовых отправлений учить стенографии студентов в Объединенном Царстве.
В Америке в 70-е годы XIX века также были предприняты шаги по организации дистанционного обучения. Так Анна Элиот Тикнор в 1873 разработала систему обучения по почте для дам и именовала ее Общество Тикнор. А в 1874 году программка обучения по почте была предложена Институтом штата Иллинойс. Вильям Рейни Харпер, считающийся в Америке «папой обучения по почте», в 1892 году организовал 1-ое отделение дистанционного обучения в Институте Чикаго. В 1906 году преподавание по почте было введено и в Институте штата Висконсин.
Скоро дистанционное обучение дошло до Австралии. В 1911 году раскрылись курсы вузовского уровня в Квинслендском институте в Брисбене. В 1914 году для малышей, живущих далековато от обыденных школ было скооперировано обучение по почте по программке исходной школы. Подобные системы для школьников начали использовать в Канаде и Новейшей Зеландии
Во Франции, в 1939 году также был сотворен Муниципальный центр дистанционного обучения для деток, не имеющих способности посещать школу. В текущее время этот центр стал наикрупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе
С окончанием революции 1917 года дистанционное обучение появилось в Рф. В Русском Союзе была разработана модель дистанционного образования, нареченная «консультационной», т.е. заочной. Уже к 60-м годам в СССР было 11 заочных университетов. После Второй мировой войны опыт СССР переняли другие страны Центральной и Восточной Европы.
Сильно повлияло на систему дистанционного образования основание в 1969 году Открытого университета Великобритании ,с появлением которого учебные заведения, специализирующиеся на дистанционном обучении, появились в целом ряде стран, среди которых Испания ,Пакистан, Индия .
В 1979 году в Китае впервые в истории дистанционного образования была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов.
В истории дистанционного образования можно проследить ряд характерных черт этой формы обучения:
— дистанционное образование предоставляет весь спектр подготовки от начального до высшего образования и направлено на людей различных возрастов;
— список дисциплин необычайно обширен;
— применяемые методы также очень разнообразны: переписка, печатная продукция, радио и телевидение, практические семинары, открытые экзамены.
Дистанционное образование организовано как в развитых, так и в развивающихся странах и в новом тысячелетии оно станет играть все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.
Дистанционное образование — три поколения развития
Взглянув на историю дистанционного образования под определенным углом. можно увидеть, что успехи, достигнутые в процессе его развития принадлежат к нескольким «поколениям».
Первым таким «поколением» стал написанный от руки и печатный материал. В протяжении многих столетий для передачи информации использовались рукописи, но с появлением книгопечатания появилась возможность возможным выпуска недорогих учебников. С середины XIX века доставка учебных материалов стала осуществляться с помощью разветвленные железнодорожные систем. также быстрых и экономичных государственных почтовых служб большому количеству учеников, находящихся в разных уголках. С изобретением радио в 20-е годы XX столетия появились радиокурсы, которые иногда дополнялись печатными материалами или аудиторными занятиями. А уже в 50-х годах развитие получили телевизионные курсы.
Начало «второго поколения» связано с основанием Открытого университета в Великобритании в 1969 году. Вот тогда впервые в дистанционном образовании стали применять комплексный подход к обучению. Было разработано большое количество высококачественных пособий, которые предназначались специально для дистанционного обучения, одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось как через печатный материал, так и посредствам радио- и телепередач (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее же взаимодействие осуществлялось с помощью очных консультаций ,краткосрочных курсов и ,конечно, переписки. Такая модель была довольно дорога на подготовительном этапе, но с созданием всех нужных материалов и программ на обучение каждого нового студента уже не требовало таких затрат.
На активном использовании коммуникационных и информационных технологий базируется «третье поколение» дистанционного образования. С появлением этих технологий появились новые возможности для двухсторонней связи как в синхронном (видео- или аудиографические конференции), так и в асинхронном режиме (электронная почта, Интернет, телеконференции). Все эти методы обучения могут быть применены как в дополнении к курсам первого и второго поколения, так и использоваться самостоятельно, но в любом случае позволяют существенно облегчить взаимодействие наставника и ученика.
Факторы развития дистанционного образования
На развитие дистанционного образования влияют различные факторы: увеличение государственных ассигнований, появление средств дистанционного образования второго поколения, усилия, направленные на распространение высшего образования. Также изменение характера рабочей силы, ведь, стремясь к улучшению карьерных возможностей, люди получают второе образование либо повышают свою квалификацию и дистанционное образование, безусловно, является выходом в такой ситуации
Вовлечение государства в планирование развития высшего образования явление довольно новое, т.к. до середины XX века усилия были направлены на получение населением среднего образования. К середине 60-х годов эта проблема была решена в большинстве стран и с сих пор стала повышаться доступность высшего образования для широких масс, расширились программы непрерывного образования, подготовки специалистов и улучшения профессиональных навыков. Именно дистанционное образование стало способом предоставить образовательные услуги широкому кругу людей, которые желают учиться, но не имеют возможности для обучения в традиционной форме.
Дистанционное образование второго поколения
Создание Открытого университета Великобритании в 1969 году стало определяющим фактором в определении качества и статуса дистанционного образования. Это событие имело большое значение для практики дистанционного обучения и продемонстрировало внедрение сми в учебный процесс.
Впервые идея создания такого университета была выдвинута Гарольдом Вильсоном в сентябре 1963 года. однако тогда его предложение было воспринято негативно .Но не глядя на множество противников, в июне 1969 года вышла королевская грамота, давшая Университету статус независимости и автономности, также право выдавать дипломы и присваивать ученые степени.
Это событие стало толчком для многих стран в развитии нетрадиционных способов получения высшего образования. Учебные заведения, аналогичные Открытому университету Великобритании, стали появляться по всей планете, и ведущую роль в их создании играло государство. Под нажимом правительства, также в результате конкурентной борьбы за студентов, множество традиционных вузов пересмотрело свою структуру, формы и методы обучения, учебные планы и программы, поняв всю необходимость использования новых технологий и внедрения дистанционных курсов обучения. Не зря чуть позже Гарольд Вильсон напишет, что решение о создании Открытого университета «являлось политическим актом».
Увеличение государственных ассигнований
В 60-е — 70-е годы под давлением общественности и потребностей времени увеличились государственные ассигнования на нужды высшего образования. Безусловные успехи обширной реализации дистанционных форм обучения убедили правительства многих стран в необходимости выделения средств для развития как новых, так и традиционных учебных заведений, с целью диверсификации и распространения методов обучения.
Изменилось и отношение к образованию в обществе. Его стали считать главным фактором, способствующим социальному развитию и экономическому росту. Развитые и развивающиеся страны стали видеть в образовании залог их будущего процветания. Развивающиеся страны старались преодолеть пропасть, отделяющую их от продвинутых стран в социальном и экономическом плане, развитые же государства удерживали и усиливали свои позиции на мировом рынке. Все это вызвало повышенную потребность в квалифицированной рабочей силе. Вот поэтому область образования занимает одну из лидирующих позиций в списке инвестиционных приоритетов и привлекает как государственные, так и частные инвестиции.
Из истории дистанционного образования видно насколько оно актуально, в связи с новыми потребностями общества, и необходимо в самых разных странах мира.
Всякий раз, с появлением новых технологий менялись методы дистанционного обучения и сейчас можно выделить три поколения его развития.
Образовательная экспансия способствовала возрастанию государственных ассигнований в сферу образовательных услуг и подтолкнула правительства к финансированию новых методов обучения.
С созданием Открытого университета Великобритании появилось второе поколение дистанционного образования высочайшего класса и была разработана моделью для создания аналогичных учебных заведений. Но это лишь одна модель, а ведь еще есть и другие, которые представляют собой альтернативные варианты для развития и совершенствования дистанционного образования.