Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов –
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Формирование универсальных учебных действий учащихся исходных классов – требование времени
Слайд 2
Разработаны, апробированы и утверждены Федеральные муниципальные образовательные эталоны второго поколения для исходной школы. В этом учебном году учителям исходных классов уже пришлось вводить требования ФГОС в практику собственной работы. Необходимо было переосмыслить цели и ценности современного исходного образования с позиции новых эталонов исходного общего образования. В чем сейчас заключается роль исходной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых познаний, увязывание их с актуальным опытом малыша на базе формирования умения обучаться. Учить себя – вот та задачка, в решении которой школе сейчас подмены нет!
Слайд 3
Заместо обычной передачи познаний, умений и способностей от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие возможности ученика без помощи других ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Слайд 4
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в младшей школе на всех уроках. личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Слайд 5
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Слайд 6
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Слайд 7
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Слайд 8
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг дружку, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг дружке и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 9
В рамках подготовки Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ступени начального общего образования в нашей школе проводились исследования по оцениванию универсальных учебных действий (УУД) в первых классах. Контрольно-измерительные материалы отличались от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.
Слайд 10
При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; — успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; — умение контролировать свои действия на уроке.
Слайд 11
Анализ результатов выполнения заданий учащихся показал, что наибольшие затруднения учащиеся испытывали: при выполнении заданий, где нужно было оценивать поступки детей в приведенных ситуациях выявлять элементарные коммуникативные умения при установлении контактов в работе в парах, при выполнении заданий на пространственную ориентацию на листе бумаги и т.д.
Слайд 12
Опыт работы в младшей школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, сначала логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия. Планирование последовательности шагов при решении задач Различия способа и результата действия; Выбора способа достижения поставленной цели Использования знаково — символических средств для моделирования математической ситуации; Сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Слайд 13
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в каком необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В данном случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.
Слайд 14
Часто предлагаются ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия. которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг дружку и уметь договариваться.
Слайд 15
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикуются приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.
Слайд 16
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
Слайд 17
Успешность обучения в младшей школе почти во всем находится в зависимости от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, а именно усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть по сей день серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось.
Слайд 18
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: — в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов -низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, малом уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.
Слайд 19
Для обеспечения условий успешного внедрения Программы развития УУД в практику начального школьного обучения, безусловно, необходима: — подготовка учителей в форме повышения квалификации; — внесение соответствующих корректив в систему высшего профессионального педагогического образования; — разработка нормативно-правовых документов, определяющих место Программы развития УУД в образовательном процессе; — разработка учебно-методического обеспечения Программы развития УУД; — создание и функционирование сайта в поддержку Программы развития УУД
Слайд 20
любознательный. активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный. умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного себе и окружающих стиля жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I .) «Портрет выпускника начальной школы» Камагаева Ната лья Николаевна МОУ НО Ш №33 г. Майкоп, РА учитель начальных классов