Анализ занятия педагога дополнительного образования
Дополнительное образование деток, без помощи других вырабатывая новейшую педагогическую стратегию, обеспечивает таковой диапазон способов и форм воплощения деятельности, который позволяет детям с различными интересами и неуввязками отыскать занятие по силам и по нраву, также проявить себя в разных видах творческой деятельности.
При всем этом на 1-ый взор может показаться, что в сфере дополнительного образования деток все осталось как и раньше, только добавились некие новые его формы. В реальности же образование сейчас ставит во главу угла личность малыша и стремится отыскать социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования деток базируется на виде современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования значительно изменяется форма его организации. Главное – не сообщение познаний, а выявление опыта деток, включение их в сотрудничество, активный поиск познаний и общение.
Очень нередко к методисту с вопросами идут преподаватели. Что их тревожит, беспокоит? У кого-либо непростая педагогическая неувязка, требующая скорого разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сейчас просто не в духе и ему нужен хороший совет
Анализ занятия важный компонент контроля за деятельностью преподавателя, за качеством познаний обучающихся. Нужно подразумевать, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее вовремя увидеть фуррор и беду преподавателя, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недочетов в учебно-воспитательном процессе, приготовить обмен опытом.
Судить о работе педагога по одному занятию (отличному либо нехорошему) нереально. Более полное представление о его педагогическом мастерстве даёт посещение 3-4 занятий.
Анализ занятия должен быть ориентирован на усовершенствование учебного процесса, выполнение мероприятий по улучшению свойства получаемых обучающимися познаний, оказание методической помощи преподавателям, не имеющим педагогического образования, юным спецам, оказание помощи либо поддержки в творческих поисках более опытным преподавателям, выявление, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.
Цель данной методической разработки: оказание методической помощи преподавателям дополнительного образования в организации учебных занятий.
Данная методическая разработка может быть применена методистами и преподавателями дополнительного образования при подготовке и проведении анализа либо самоанализа занятий.
Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, хоть какой его нюанс так либо по другому нацелен на компанию и проведение действенного занятия.
Главные требования к современному занятию
Занятие – основная форма организации учебного процесса. От его свойства зависит степень усвоения учебного материала обучающимися. Оно должно отвечать последующим требованиям:
— чёткость определения учебных задач занятия, выделение из их главной и второстепенных целей;
— единство образовательных и воспитательных задач;
— определение рационального содержания и отбор учебного материала занятия в согласовании с его задачками и способностями, определяемыми уровнем подготовки обучающихся. На выполнение намеченных целей, негативно сказывается как перегрузка учебного материала, так и маленькой его объём;
— выбор более оптимальных способов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности обучающихся, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению;
— формирование у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности, развитие творческих возможностей;
— воплощение межпредметных связей;
— связь теоретических познаний с практикой.
Подготовка к посещению занятия
К посещению занятия нужно кропотливо приготовиться, а конкретно:
— просмотреть календарно-тематический план преподавателя и ознакомиться с подходящим разделом программки;
— ознакомиться с анализом ранее посещённых занятий того педагога, к которому запланировано пойти на занятие.
Посещения занятий следует строить тематически, а не просто из суждений количества и очерёдности проверок, как это часто бывает. Направленные на определенную тематику посещения занятий могут быть трёх видов, обхватывать три главные группы тем посещения:
Темы общепедагогического содержания, к примеру, организация занятия, формирование энтузиазма к изучаемому материалу и др.
Проверка состояния преподавания и уровня усвоения программного материала.
Проверка работы отдельных преподавателей; проверка и оказание помощи начинающим преподавателям.
При посещении занятий методист ставит впереди себя определённую цель. Нельзя формулировать цель таким макаром, чтоб она навязывала преподавателю определённую систему деятельности, заставляла его «подстраиваться» под проверяющего. Когда, к примеру, говорится, что целью проверки является исследование использования на занятии технических средств обучения либо, к примеру, частей программированного обучения, то такая постановка вопроса сама по для себя является фактором навязывания педагогу определённой системы деятельности. Об использовании ТСО и частей программированного обучения можно судить только по итогам как минимум полугодия. В качестве целей посещения и анализа подходят цели, отражающие главные направления деятельности преподавателя, главные учебно-воспитательные задачки, решаемые им в процессе занятия, к примеру:
Общее ознакомление с способами работы преподавателя;
Оказание методической помощи в организации образовательной и воспитательной деятельности преподавателя;
Вероятные выявления проблем в работе преподавателя;
Исследование работы аттестуемого преподавателя;
Исследование стиля работы преподавателя;
Исследование форм, способов и средств формирования ЗУН на занятии;
Контроль за качеством преподавания и качеством познаний;
Исследование документального обеспечения учебного процесса;
Контроль выполнения направленного на определенную тематику плана, календарно-тематического плана;
Исследование УМК (учебно-методического комплекса);
Исследование приёмов, стимулирующих активность и самостоятельность деток на занятии;
Внедрение физминуток на занятии;
Внедрение игровых моментов на занятии (для дошкольного и младшего школьного возраста);
Изучение роли педагога в создании микроклимата на занятии.
Так же анализируется место данного занятия в системе занятий и его структура. В процессе анализа следует обратить внимание на:
Связь с предыдущим и последующим материалом.
Целесообразность и обоснованность избранного типа и структуры занятия.
Рациональность распределения времени между отдельными элементами занятия.
Посещающий занятие методист должен рассмотреть деятельность обучающихся на занятии. Анализируя все виды деятельности обучающихся на занятии, подчёркивается:
активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы обучающихся;
эмоциональная вовлечённость обучающихся;
развитие специальных навыков и умений;
уровень культуры, рациональности и эффективности труда обучающихся;
уровень организованности и дисциплинированности.
При анализе следует обратить внимание на организацию занятия, к которой предъявляются следующие требования:
организационная чёткость занятия, рациональность использования времени, умение дорожить каждой минутой.
наличие обратной связи с обучающимися и её уровень, организация контроля за деятельностью обучающихся на занятии.
методы активизации обучающихся на занятии и интенсификации учебного процесса.
умелое обращение с ТОО и специальным оборудованием,
состояние документации (КТП, планов-конспектов занятий, журнала),
выполнение основных психологических и гигиенических требований к занятию,
умение владеть группой, дисциплина обучающихся, причины её нарушения.
Методист, посещающий занятие, должен оценить профессиональные качества и культуру педагога.
Педагог – руководитель и организатор учебного и воспитательного процесса. Поэтому при анализе занятия стоит отметить:
владение педагогом материалом, умелое использование межпредметных связей.
качество речи педагога: оптимальность темпа, чёткость дикции, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
педагогическая культура, построение взаимоотношений с обучающимися, такт и внешний облик преподавателя.
В заключение анализа даётся оценка занятия, при определении которой следует исходить из основных требований к современному занятию.
В результате проведённого анализа должны быть сделаны выводы и предложения, даны конкретные указания, как закрепить и усовершенствовать то положительное, что было на занятии, избежать в дальнейшем, недостатков.
Очень важно, чтобы схема анализа занятия была доступна для педагога до момента планирования и проведения занятия. Педагог вправе знать, какие требования будут ему предъявлены проверяющим после посещения занятия. Следует стремиться к тому, чтобы выполнялось единство требований всех проверяющих в данном учебном заведении.
Методика посещения и анализа занятия
Наблюдая занятие, методист должен быть корректным, доброжелательным к педагогу, придерживаться определённых правил поведения. Входить и выходить из учебного помещения можно только после окончания занятия вместе с педагогом. Появление посещающего после начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание обучающихся. Поэтому лучше садиться за последнюю парту или стол. Это одновременно даст возможность наблюдать за работой всей группы детей, определить, насколько чётки и ясны изображения на доске, наглядности, как прослушивается голос педагога.
Во время объяснения педагога нельзя заниматься просмотром заданий, выполняемых обучающимися. Недопустимо вмешиваться в работу педагога, исправлять его ошибки во время занятия.
Посещающий должен проконтролировать занятие полностью, от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Ценность заключения по посещённому занятию зависит не только лишь от умения наблюдать, да и от умения фиксировать свои наблюдения. Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий педагога и обучающихся, успеха не имеют. Занятие — органическое целое, и фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности педагога и обучающихся.
Другой вопрос, что при анализе занятия, зависимо от цели этого анализа, можно рассмотреть и один какой-то определённый вид деятельности педагога или обучающихся, например, методика опроса, развитие навыков самостоятельной работы и пр.
На занятии производится только черновая запись, наблюдения записываются без определённой системы, по мере восприятия.
После занятия педагогу могут быть заданы вопросы для уточнения отдельных неясных моментов занятия. Затем уже можно приступить к обработке своих заметок по занятию. Анализ занятия должен, сначала, раскрывать содержание занятия, его научно-методическую выдержанность, соответствие программе, а затем уже переходить к характеристике методических приёмов и общей организации занятия.
После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с педагогом, в какой следует остановиться, приемущественно, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы педагога требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приёмов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым педагог владеет и при помощи которого добивается успеха. В результате проведённой беседы с педагогом должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы данного педагога, что хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Анализ занятия проводится в день контроля или, как исключение, на следующий день. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированы и тактичны. Сделанные при посещениях выводы докладываются на педагогических советах.
Ход беседы с преподавателем по подведению итогов проверки рекомендуется проводить по следующему плану:
1. Вступительное слово руководящего анализом методиста. Сообщение цели, стоящей перед анализом данного занятия.
2. Краткий отчёт педагога, проводившего занятие, о степени выполнения намеченного плана и достижения поставленных им целей и задач. Педагог сообщает о том, какой новый элемент введён им в процесс обучения и воспитания обучающихся, какими приёмами совершенствуется методика проведения занятий и т. д.
Выступления присутствующих (если были) на занятии; замечания и предложения относительно положительных и отрицательных сторон занятия.
Обобщение и заключение по анализу посещённого занятия. Решаются спорные вопросы, если они были. Методист обобщает высказывания присутствующих на занятии и глубоко анализирует все этапы и элементы занятия, делает выводы по занятию и рекомендует литературу, направленную на повышение качества преподавания.
Заключительное слово педагога, проводившего занятие. Педагог высказывает своё мнение по выступлениям присутствующих на занятии.
Наблюдение за занятием должно охватывать:
1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;
2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;
3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
4) Методическую сторону занятия:
а) руководитель (присутствующий методист, коллега) уделяет свое внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;
в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;
г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;
д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);
е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);
5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.
Таким макаром, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.
Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Сначала, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.
Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой; б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.
Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при всем этом не учитываются);
б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в конечном итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.
Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:
1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия» (Приложение 1, Приложение 4). По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.
2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет (Приложение 3). Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;
3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;
4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;
5. Только после чего следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего положительного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);
6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Анализируем занятие
Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество преподавания.
Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия? В чем его специфика?
Какова характеристика реальных возможностей обучающихся данной группы? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?
Какие задачи педагог решает на занятии (общеобразовательные, воспитательные, развивающие)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для педагога главными, стержневыми, как учёл педагог в задачах особенность группы?
Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса, изучения нового материала, закрепления? Логическая связь между различными этапами занятия.
На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на занятии и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к обучающимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной обучающимся, или все в совокупности?
Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков обучающихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
Как использовался на занятии учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
За счет чего на занятии поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявлялась культура общения с группой? Как педагог поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия?
Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации?
Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие?
Заключение
Целью современного дополнительного образования детей является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном дополнительном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению детей; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские общеобразовательные программы; родителям и детям предоставлена возможность выбирать желаемое направление дополнительного образования детей.
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, например:
– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
– адекватность содержания поставленным целям, также их соответствие особенностям детского коллектива;
– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную
деятельность;
– наличие благоприятной психологической атмосферы;
– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами. (Приложение 2)
Рекомендуемая литература:
Буйлова Л.Н. Кочнева С.В. Организация методической службы в учреждении дополнительного образования. — М. ВЛАДОС, 2001г.
Кулькевич, С. В. Дополнительное образование детей: методическая
служба [Текст]: практическое пособие для руководителей ОУ ДОД,
методистов и специалистов по дополнительному образованию детей,
студентов педагогических учебных заведений. Слушателей ИПК / С. В.
Кулькевич. В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005г. – 324 с.
Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе./М. Центр «Педагогический поиск», 2003 — 160с.
Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007г.-127с.
Мякинченко Л.П. Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006г.– С.293 — 299.
Гребёнкина Л.К. Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.– 200.– С. 125 — 130.
Плешакова Л.В. Савельев В.В. Анализ и самоанализ занятия педагога дополнительного образования //Методические рекомендации и разработки по изготовлению мягкой игрушки. — 2003г.
Приложение 1
АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Детское объединение_________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога _____________________________________________________________________
Дата, время занятия___________________________________________________________________
Цель посещения занятия_______________________________________________________________
Тема занятия_________________________________________________________________________
Кол-во обучающихся на занятии _____________________, по журналу ________________________
Год обучения ________________________, возраст обучающихся_____________________________
Структурные элементы анализа
Результаты наблюдения
1. Организационная часть
Привлечение внимания обучающихся, настрой на работу, предварительные указания по плану занятия (цели, задачи), готовность кабинета.
Наличие плана занятия, журнала. Их оформление.
— Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи
— Соотнесение цели с конечным результатом
— Воспитательные ценности учебного материала
— Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию
— Предъявление четких требований к учебной деятельности
-Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей
— Готовность кабинета. Наличие плана занятия, журнала. Их оформление.
2. Психолого-педагогический аспект
Найден ли контакт с обучающимися, соответствует ли форма проведения занятия возрастным особенностям, общая атмосфера на занятии, педагогический такт.
— Побуждение детей к выражению положительных эмоций
— Использование различных форм поощрений
— Создание перспективы успешной деятельности
-Уютный кабинет и доброжелательность педагога
— Минутки отдыха или расслабления на занятии
— Знание возрастной психологии ребёнка
— использование индивидуальности каждого в подборе творческих заданий
— Стимулирование различных точек зрения у ребят
— Личная и общественная значимость занятий
— Развитие высших психических функций личности
— Творческий характер деятельности
3. Способы контроля знаний
Используемые методики и приёмы позволяют полностью определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост обучающихся, формы поощрения.
— Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка
— Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения
— Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение)
— Педагогическая культура самого педагога
— Организация работы в микрогруппах
— Помощь старших детей в разновозрастных группах
— Коммуникативные умения детей
4. Результативность
Какие знания, умения, навыки были продемонстрированы, сколько обучающихся справилось, сколько – нет, формы фиксации результатов педагогом.
Уровень выполнения практической работы.
— Последовательность и системность в решении задач
— Использование разработанных специально технологий для достижения результата
— Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска
— Постановка неоднозначных вопросов
— Желание детей полученные знания применить на практике
-Индивидуальные творческие и исследовательские задания
— Самостоятельная работа детей с учебными пособиями и литературой на занятии и дома
Индивидуальный подход к результату каждого
— Оценка является анализом выполненной работы
— Использование стимулирующих методов оценивания
— Формирование адекватной самооценки
— Контроль за отрицательными мотивами в обучении
-Умение видеть и исправить свою ошибку
5. Рациональность использования теоретического изложения материала,
наглядных пособий, дидактического материала, технических средств обучения
— Рациональность использования форм изложения теоретического материала
— Применение методов обучения на занятии
— Наличие образовательной составляющей занятия
— Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса
— Практическая направленность учебного занятия
6. Нормирование учебного времени
Правильно ли распределено время.
— Рациональность использования времени на изложение теоретического материала и организацию практической работы
7. Подведение итогов занятия
— Соотнесение цели с конечным результатом
— Перспектива дальнейшей деятельности
— Уровень проведения занятия педагогом
Общие выводы и рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___.___.20___ _____________________(__________________)____________________________________________
подпись Ф.И.О. должность
Приложение 2
Памятка начинающему педагогу
Как подготовиться к занятию
Старайтесь спланировать всю тему сразу (5-8 занятий), материал не должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство.
Определяя цели занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную и свою методическую цель (какой новый метод, прием вы используете).
При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь в последнее время, а что пригодиться в дальнейшем.
Определите моменты активного включения учеников в занятие.
Подготовьте резервный материал на случай преждевременного окончания запланированной работы в группе.
Повторите программу эмоционально — психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных ощущений, стереотипов.
Начало и концовка занятия
Начало и концовка занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие? С каким настроением дети уйдут с занятия домой?
Начните с приема «коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь внимание детей. Варианты:
Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
Задайте вопрос, связанный с интересами детей, их жизненным опытом.
Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
Начать с чего-то личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).
Концовка занятия:
Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен — вы не были равнодушными, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
Вызвать смех.
Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер»?
Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы
Призыв к действию.
Приложение 3
Примерная памятка для самоанализа занятия
педагогом дополнительного образования
1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?
2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?
3. Какие задачи решались на занятии:
а) образовательные,
б) воспитательные,
в) задачи развития?
4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?
6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?
7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?
11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?
12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?
14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?
Приложение 4
Опрос для обучающихся
«Оценка занятия»
Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.
Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?
а) Очень интересно
б) Интересно частично
в) Большей частью интересно
г) Неинтересно вообще
Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?
а) Пригодится полностью
б) Возможно, пригодится, точно не знаю
в) Большей частью не пригодится
г) Не пригодится вообще
Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?
а) Полностью понятно и доступно
б) Не всегда понятно и доступно
в) Почти совсем непонятно и недоступно
г) Совсем непонятно и недоступно
Когда тебе было особенно интересно?
а) Сначала занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)
б) Посреди занятия (изучение нового, практическая работа)
в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)
Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?
а) Легче, чем обычно
б) Легко, впрочем, как обычно
в) Труднее, чем всегда
г) Очень трудно