Профессия — учитель
Учитель — профессия и должность в системе исходного и среднего общего образования, появившаяся вследствие выделения последнего в необыкновенную социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.
Учитель – одна из самых знатных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за улучшение молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.
Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в младшей школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Такие как: русский язык (как государственный на всей территории Российской Федерации) и литература, родной язык, математика (в средней и старшей школах включающая в себя алгебру и геометрию), иностранный язык (их может быть несколько), информатика, информационные технологии, история, обществознание (граждановедение), экономика, мир вокруг нас, география, биология, экология, химия, физика, материальные технологии, черчение, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК), основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура, краеведение (в Москве например: москвоведение) и другие различные предметы (риторика, история религий, философия, хореография и т. п.). Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся.
Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.
Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
— склонность к работе с детьми;
— умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
— высокая степень личной ответственности;
— самоконтроль и уравновешенность;
— терпимость, безоценочное отношение к людям;
— интерес и уважение к другому человеку;
— стремление к самопознанию, саморазвитию;
— оригинальность, находчивость, разносторонность;
— требовательность к себе и другим;
— наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
— обучение различным наукам;
— объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;
— контроль за усвоением материала;
— проведение воспитательной работы с детьми;
— помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
— выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
— изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
— построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;
— оказание помощи в формировании личности ученика;
— содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;
— организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
— объяснение текущих социальных событий и явлений;
— участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
— составление тематических и урочных планов;
— оформление документации (журналов, отчетов).
Профессия учителя требует, обычно, педагогического образования. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, убедительно, выразительно, простым и понятным языком для своих воспитанников. К основным профессиональным качествам учителя можно отнести объективность, наблюдательность, стрессоустойчивость, настойчивость, внимательность. Каждый учитель должен заниматься самосовершенствованием: читать специализированную литературу, учавствовать в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию.
Профессиональный успех учителя в основном находится в зависимости от личных качеств педагога, также от его знаний, навыков и умений. Важнейшей профессиональной чертой учителя, без которой невозможна его эффективная деятельность, является любовь к детям.
Места работы: общеобразовательные учреждения начального и среднего образования, учреждения культуры и дополнительного образования. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях.
Уровень зарплаты учителя, обычно, не очень высокий и находится в зависимости от места работы, профессионального опыта, объема ответственности. Профессия учителя имеет возможность карьерного роста до позиции учителя более высокой категории, старшего учителя, зауча, директора школы.