11 принципов анскулинга
Дети учатся читать самостоятельно
Свобода в образовании подразумевает не только (а может, и не столько) свободу действия – но и свободу бездействия. Домашнее образование дарит такую свободу не только детям, но и родителям. Например, можно забросить буквари и не учить детей читать — пусть научатся самостоятельно! Уворачиваясь от полетевших в мою сторону тапок и чего похуже, осмелюсь все-таки рекомендовать вашему вниманию статью Питера Грея с правдивыми историями о том, как анскулеры учатся читать дома. вне всяких методик – и, что характерно, при минимальном участии со стороны родителей.
Рассказы родителей анскулеров о том, как их дети научились читать.
В нашей культуре считается, что детей надо обязательно учить читать. Есть масса исследований на тему, как же это лучше сделать с научной точки зрения. В библиотеке любого педагогического вуза найдется несколько рядов книг и куча журналов, посвященных единственной теме: как же правильно учить читать. В педагогических кругах десятилетиями идут ожесточенные споры – иногда называемые даже «войнами вокруг чтения» — между сторонниками обучения с основным упором на фонетику языка и теми, кто придерживается принципов обучения «языку в целом». В попытках сравнить результативность одной методики с другой проведена масса научных экспериментов, с воспитанниками детсадов или учениками начальных классов в роли подопытных кроликов. Сторонники фонетического подхода говорят, что их методы показали себя более эффективными, а их конкуренты считают, что результаты были подтасованы.
В общеобразовательных школах жалуются, что чтение дается детям с трудом. Большая доля учебного времени в подготовительных классах и начальной школе выделяется именно на то, чтобы научить детей читать. В дополнение к этому, система образования подталкивает родителей учить детей читать еще дома, чтобы потом они могли прочесть школьные инструкции или пояснения к ним. На почве разработки, печати и распространения инструкций по чтению выросла целая индустрия. Нет конца и края интерактивным компьютерным приложениям, видеоурокам и специальным образом построенным книгам – оптимальным с научной точки зрения, как утверждают их создатели, — которые учат буквам, звукам и предоставляют бесконечную базу простых слов для начинающих читателей.
Я недавно читал статью двух ученых-когнитивистов, которые утверждают, что следующей ступенью в развитии методик обучения чтению будут индивидуальные инструкции [1]. По словам авторов статьи, современные способы изучения мыслительной активности будут использоваться для того, чтобы определить уникальный метод обучения для каждого ребенка, а на основе этих данных цифровая программа сможет составлять тексты и учить детей чтению согласно их индивидуальным особенностям. Авторы и их коллеги на самом деле работают над созданием таких систем. Мне это кажется глупостью. Уникальные потребности каждого ребенка, которые влияют на обучаемость, заложены не только в особенностях функционирования их головного мозга, а в ежедневном, ежесекундном индивидуальном опыте каждого ребенка, его или ее желаниях и причудах, которые подвластны только ему самому или ей самой. Я поверю этим ученым только тогда, когда они докажут, что их способы изучения мозга могут заранее предсказать содержание любой мечты.
Резким контрастом на фоне всей этой суеты вокруг обучения чтению выделяется мнение людей, вовлеченных в практику анскулинга (домашнего образования), или имеющих отношение к «антишкольной» школе города Садбери. Они заявляют, что учить читать вообще не нужно!
Дети, подрастающие в грамотном обществе, в окружении людей, умеющих читать, сами постепенно обучаются. Они могут задавать вопросы по ходу дела и получать ряд подсказок со стороны тех, кто уже умеет читать, но инициатива в процессе обучения будет исходить от самих детей, и они сами разберутся, как его лучше организовать.
Это индивидуальное обучение, но оно не требует никаких исследований мозга и ученых-когнитивистов, а также и больших усилий со стороны кого-либо, кроме самого ребенка, который учится читать. Каждый ребенок точно знает, каков его или ее индивидуальный стиль обучения, точно знает, к чему он готов в данный момент, а потому учится читать своим уникальным способом, по своему индивидуальному графику.
вадцать один год назад мои выпускники провели исследование на тему, как же учатся читать ученики в школе «Садбери Вэллей», где они полностью свободны и весь день занимаются тем, чем хотят (об этом я писал в своей статье про эту школу) [2]. Они нашли в Садбери шестнадцать учеников, которые научились читать уже в школе, не получая никаких систематических инструкций на эту тему, а затем опросили их самих, их родителей и персонал школы, чтобы понять, когда, почему и как именно каждый из детей научился чтению.
Результаты этого исследования не поддавались ни малейшему обобщению. Возраст, в котором дети начинали читать, колебался в очень широком диапазоне – от 4 до 14 лет. Некоторые ученики научились читать очень быстро, их путь от полного неумения до беглого чтения занят несколько недель, тогда как другие учились гораздо медленней.
Несколько человек работали над чтением сознательно, постоянно изучая звуки и спрашивая совета у других. Прочие просто «хватали на лету». Последние просто осознали однажды, что умеют читать — и не имеют ни малейшего представления о том, как это произошло. Не было никакой связи между возрастом, в котором ученики начали читать, и тем, насколько они были увлечены чтением на момент опроса. Некоторые активные и ненасытные читатели научились читать рано, другие – достаточно поздно.
Мой сын, работающий в школе «Садбери Вэллей», говорит, что это исследование устарело. По его впечатлению, большинство учеников школы сегодня учатся читать в раннем возрасте, прилагая к этому еще меньше сознательных усилий, чем раньше, поскольку они погружены в культурную среду, где люди постоянно общаются, причем часто – с помощью текста: в компьютерных играх, по электронной почте, в социальных сетях, посредством смс-сообщений и т.д. Для сегодняшних детей написанное слово не сильно отличается от сказанного, а потому биологические механизмы, которые есть у каждого из нас для обучения устной речи, более или менее автоматически подключаются к процессу обучения чтению или письму (печати).
Я бы с удовольствием изучил этот процесс каким-нибудь образом, но пока не понимаю, как можно это сделать, не вмешиваясь в само обучение.
Несколько недель назад (см. публикацию от 6 января 2010 г.) я предложил читателям своего блога, дети которых учатся дома или в нестандартных школах вроде той, что существует в Садбери, прислать мне рассказы о том, как дети научились читать без формального обучения чтению. Восемнадцать человек, большинство из которых представились родителями анскулеров, откликнулись и поделились опытом. Каждая история — уникальна. И так же, как мои студенты при исследовании в «Садбери Вэллей», я не могу тут выделить никаких закономерностей процесса обучения чтению детей, не посещающих школы.
И все же, путем перечисления и сопоставления основных моментов в каждом рассказе, я выделил то, что можно, на мой взгляд, назвать семью базовыми принципами, способными пролить немного света на процесс обучения чтению вне школы. Остаток этой статьи как раз написан вокруг этих принципов, каждый из которых подкреплен цитатами из той или иной присланной истории. Поскольку некоторые из авторов писем просили, чтобы я не называл имен их детей и фамилий родителей, я буду применять этот принцип ко всем.
Семь принципов обучения чтению вне школы
Если дети не учатся в школе, для них не существует «срочности» или планового возраста для обучения чтению.
В общеобразовательной школе очень большую роль придают тому, чтобы ребенок учился читать по расписанию, в тех временных рамках, что диктует программа. Если ты отстаешь, тебе уже не догнать остальных, тебя будут считать «неуспевающим», или оставят на второй год, или даже посчитают умственно отсталым. В общеобразовательной системе чтение – это ключ ко всем остальным знаниям. Сначала вы учитесь читать, потом уже учитесь учиться. Не умея читать, ты ничего не можешь понять в остальной программе, потому что большая часть учебных материалов – текстовые. Есть даже доказательства, что ученики, не научившиеся читать вовремя, потом демонстрируют плохое поведение в школе. Одно долгосрочное исследование, проведенное в Финляндии, выявило, что плохое чтение в подготовительных классах провоцирует отставание в чтении и при дальнейшем обучении в начальной школе, а также становится причиной «проблемного поведения в классе», что, прежде всего, означает несанкционированные выступления. [3]
Для детей вне школы ситуация совершенно иная. Они могут научиться читать в любой момент, без каких-либо негативных последствий. Один из читателей этого блога прислал мне целую кучу историй обучения чтения, где был упомянут возраст начала связного чтения для двадцати одного ребенка (подразумевается чтение и понимание связного художественного текста). Среди них было два примера 4-летних детей, семеро в возрасте от 5 до 6, шестеро в возрасте от 7 до 8, пятеро начали читать в 9-10 лет и один – в 11 лет.
Даже внутри одной семьи дети учились читать в разном возрасте. Диана пишет, что старшая дочь научилась читать в пять лет, а младшая – в девять; Лиза У. рассказала, что один сын начал читать в 4 года, а другой – в семь; Беатрис пишет, что одной дочери не было еще пяти, а вторая начала читать в восемь.
Ни у кого из этих детей сейчас нет проблем с чтением. Беатрис написала, что та дочь, что начала читать в 8 лет, на данный момент – в 14 – читает сотни книг каждый год, сочинила роман и получила несколько призов на поэтических конкурсах. Однако не стоит думать, что позднее обучение чтению как-то стимулирует литературные таланты! Увлечение литературой было заметно у этой девочки задолго до того, как она научилась читать. Ее мать пишет, что она могла прочесть по памяти все стихи из книжки «Complete Mother Goose», когда ей было всего год и три.
Чаще всего во всех присланных историях про обучение чтению повторяется мысль, что дети научились читать, потому что никто их к этому не принуждал, у них было позитивное отношение к чтению и к учебе в целом. Пожалуй, лучше всего это сформулировала Дженни. написавшая про свою дочь, которой сейчас 15 и которая до 11 лет плохо читала: «Дочка читала в своем собственном темпе и только по своей инициативе, что позволило ей самой набраться опыта – и вместе с этим опытом обрести уверенность, что раз она научилась читать – она сможет научиться всему. Мы никогда не принуждали ее учиться чему-либо, и по этой причине ее любознательность не пострадала. Она смышленая, любопытная, очень увлеченная всем, что происходит вокруг».
При наличии мотивации дети могут очень быстро перейти от первых попыток к быстрому чтению.
В некоторых случаях переход от полного неумения читать к уверенному чтению кажется со стороны мгновенным. Например, Лиза У. пишет: «Наш второй ребенок, выраженный визуал, не умел читать до семи лет. До этого на протяжении нескольких лет он либо вычислял все необходимое по картинкам, либо обращался за помощью к старшему брату. Я помню день, когда он начал читать. Он попросил старшего брата прочесть ему что-то на экране монитора, а тот ответил: "У меня есть дела поважней, чем читать тебе весь день», — и младший ушел. Через несколько дней [курсив П.Г.] он читал уже вполне уверенно».
Диана пишет: «В марте моей старшей дочери исполнилось пять – и она еще не могла читать, а к концу того же года читала уже бегло, вслух, без пауз и запинок». А Кейт написала, что ее сын в возрасте девяти лет «научился читать самостоятельно» где-то за месяц. В это время он постоянно работал над техникой чтения, самостоятельно, и прошел путь от робких попыток и ошибок до быстрого и свободного чтения, выйдя на уровень гораздо выше того, что предусмотрен школьной программой для его возраста.
Такие рывки в обучении чтению могут происходить, как минимум, отчасти, из-за того, что им предшествуют периоды скрытого обучения, незаметные для окружающих, а иногда и для самих учеников. Карен приписывает быстрое развитие навыка чтения у своего сына внезапному скачку в его сознании. Она пишет: «За последнее лето сын А (ему семь лет) перешел от скрывания своего умения читать к чтению целых глав книги. За одно лето! Сейчас, полгода спустя, он чувствует себя уверенно с книгами, и я по утрам часто застаю его за чтением вслух младшей сестре. Он даже предлагает почитать вслух отцу и мне. Это так неожиданно, в сравнении с прошлым годом, когда он скрывал, что умеет читать, и был совсем не уверен в своем навыке. Как я рада, что мы его не подгоняли!»
Попытки подтолкнуть к чтению приводят к обратному эффекту.
Трое из написавших мне рассказали о том, что в какой-то момент они хотели поучить своих детей чтению – и что, похоже, эти попытки привели только к обратному эффекту. Вот что они рассказывают.
Холи пишет, что сыну было около трех с половиной лет, когда она решила научить его читать. «Мне кажется, серия книжек «Bob Books» слишком проста, даже туповата, там много повторов, но я выбрала из них кое-какие поинтересней и попробовала начать учиться с ребенком. Он был действительно еще не готов, мне кажется, к настоящему чтению, но так или иначе, сын возражал против всего, что происходило не по его инициативе, так что заартачился. Я быстро осознала, что вместо успехов в обучении чтению я получу лишь вред своему ребенку, потому что он начинал ненавидеть чтение. Я тут же прекратила все попытки научить и только читала ребенку каждый раз, когда он просил об этом». Дальше Холи пишет, что примерно два года спустя сын «совершенно неожиданно» начал брать в руки книги по своей инициативе и понемногу читать, частично скрывая свой интерес и продолжая тренироваться, поскольку никто на него не давил.
Беатрис пишет о своей дочери, которая научилась читать в восемь лет: «Я тоже виновата, у меня была попытка заставить дочку читать, когда ей исполнилось шесть лет, потому что я беспокоилась, что она отстанет в навыках от детей, которые учатся в школе. После пары недель моих настойчивых попыток заставить ее читать и ведения журнала, где я писала слова, а она копировала их, дочь равнодушно сказала мне «оставить ее в покое», что она не будет принимать участия во всем этом и научится читать когда «будет настроена и готова».
И наконец, Кейт, мама из Великобритании, которая учит детей дома, написала по поводу своих попыток обучить сына чтению следующее: «До девяти лет он протестовал против любых языковых уроков, и чтение приводило к регулярным стычкам. Он сопротивлялся, считал все это скучным, расстраивался, и, в конце концов, я переступила через собственную педагогику и попробовала новый метод: пусть идет, как идет. Я сказала, что никогда больше не буду заставлять его читать и даже предлагать ему… В течение следующего месяца он тихонько и спокойно, закрывшись в своей комнате… научился читать сам. Я потратила четыре года на то, чтобы научить его основам [когда у него не было интереса], а теперь я уверена, что он мог бы ими овладеть за пару недель».
Дети учатся читать, когда чтение становится для них важным результатом само по себе или способом достичь чего-то важного
Есть старый анекдот – я впервые услышал его лет двадцать назад – о ребенке, который до пяти лет не разговаривал. А потом, однажды за обедом, вдруг выдал: «Суп не соленый!» Мама, едва не упав в обморок, воскликнула: «Сыночек, так ты умеешь говорить! Почему же ты молчал до сих пор?!» — «Так до этого все нормально было», — ответил мальчик.
Эта история совершенно нелепа с точки зрения обучения речи, поэтому и воспринимается как анекдот. Дети учатся говорить независимо от того, нужно ли им это для каких-то прикладных целей или нет, — они генетически запрограммированы на речевую коммуникацию. Но если изменить немного этот анекдот, он станет весьма правдоподобным с точки зрения обучения чтению. Дети учатся читать самостоятельно тогда, когда находят для этого весомый повод. Эту идею подтверждают многие истории. Вот лишь некоторые из них.
Аманда пишет о своей дочери, посещающей нестандартную школу, работающую по модели школы в Садбери: «Она постоянно всем говорила, что не умеет читать, до тех пор, пока не испекла как-то в ноябре [в семь лет] шоколадное печенье. Сначала она просила отца и меня испечь ее любимое печенье, но ни он, ни я не хотели с этим возиться. Чуть погодя она вбежала в комнату и спросила, могу ли я включить для нее духовку и дать ей противень «девять-ха-одиннадцать» (она так и сказала «ха», вместо «9 на 11»). Я достала ей противень и включила духовку. Позже она прибежала и попросила помочь поставить печенье в духовку. И сказала затем: «Мам, кажется, я научилась читать». Она тут же принесла несколько книг и читала мне вслух до тех пор, пока не подпрыгнула: «Пахнет так, как будто печенья испеклись. Поможешь мне вытащить их?». Теперь она всем говорит, что умеет читать и что научилась этому сама».
Идзи, 19-летняя девушка-блоггер, не ходившая в школу, прекрасно образованная, прислала мне ссылку на пост в ее личном блоге с воспоминаниями о том, как она училась читать. Она, в частности, пишет: «Когда мне было лет 8-9, мама читала нам с сестрой первую книгу про Гарри Поттера вслух. Но, конечно, ей было чем заняться, помимо чтения, и кроме того, у нее садился голос, если она долго читала. И вот, расстроившись от того, что чтение идет так медленно, в нетерпении узнать, что же там будет дальше, я подхватила книгу и начала читать сама».
Мари, мама анскулеров, пишет о своем семилетнем сыне: «[Для него] самым большим стимулом научиться хорошо читать стала игра в местном театре. Он всегда любил устраивать какие-нибудь «представления», а сейчас он достаточно взрослый, чтобы участвовать в настоящих спектаклях. Он понял, что чтение является неотъемлемой частью процесса, а потому полюбил это занятие и получил мощный стимул для того, чтобы совершенствовать навык. Недавно ему дали роль в пьесе «Сон в летнюю ночь» — и ему пришлось читать и заучивать Шекспира. Ему вообще ни разу не потребовались для этого "учительские" инструкции».
Дженни пишет о своей дочери, которая до девяти лет не читала, потому что потребность в сказках была удовлетворена маминым чтением вслух, фильмами, а также аудиокнигами, которые они брали в библиотеке. Читать же она начала потому, что этого потребовали видеоигры, например, «ToonTown», и комиксы манга, которые никто не хотел ей читать.
Чтение, как и многие другие навыки, усваивается в общении, посредством совместного участия в процессе.
Наблюдения за учениками школы «Садбери Вэллей» и других школ, работающих по этой модели, показали, что многие дети учатся читать в играх, где принимают участие дети разного возраста. Читающие и не читающие дети играют вместе в игры, в том числе компьютерные, где попадается текст. Чтобы продолжить игру, читающие дети читают вслух слова, а не читающие – запоминают их.
Винсент Лопес, работник школы "Диабло Вэллей". работающей по модели Садбери, прислал вот такой очаровательный пример обучения в смешанной возрастной группе: «В комнате для творчества дети делают знаки для того, чтобы играть в только что начавшееся телешоу. На мой взгляд, это тупое, низкое с этической точки зрения, популистское шоу про свободные свидания для всех; я сказал об этом заранее. Но они по-своему приближают будущее …да, я отвлекся. Кульминацией всего этого процесса стала попытка пятилетки прочесть одну из табличек с помощью товарищей разного возраста… Ребята учатся, потому что хотят понимать шутки, быть смышленей, как их старшие товарищи по играм».
Почти все истории обучения чтению от родителей анскулеров содержат эпизоды совместного чтения. Один из моих любимых примеров — рассказ Дианы. написавшей, что ее дочь начала читать в пять лет, потому что заинтересовалась чтением в процессе регулярных семейных чтений Библии. Еще не научившись читать, она настаивала, что тоже будет читать в свою очередь, «и просто начала составлять слова, когда настал ее черед!»
Другие пишут о совместных семейных играх, где использовались слова, или о совместном просмотре телепередач, где используется телетекст, который читают вслух те, кто умеет читать. В один прекрасный момент не читающим детям начинает требоваться гораздо меньше помощи: они начинают узнавать слова и читать новые слова уже самостоятельно. Чаще всего встречается пример совместного чтения, когда родители, а иногда старшие братья или сестры, читают младшим, не умеющим читать — обычно на ночь, перед сном. Не умеющие читать смотрят на слова и на картинки, иногда читают отдельные слова; в других случаях они запоминают книги, которые им читали много раз, и потом изображают, что читают, хотя разбирают только отдельные слова. Игра в чтение постепенно превращается в реальное чтение.
В своих прошлых статьях я ссылался на выдающегося русского педагога и психолога Льва Выготского, основной идеей в работах которого было то, что дети сначала усваивают навыки в коллективе, на примере других, более развитых, товарищей, и лишь потом начинают воспроизводить эти навыки индивидуально, для своих целей. Этот общий принцип очень хорошо распространяется на чтение.
Некоторые дети интересуются письмом раньше, чем чтением, и учатся сначала писать, а потом читать
Не менее семи человек, приславших свои истории, пишут, что их дети заинтересовались письмом – или набором текста – раньше или одновременно с появлением интереса к чтению. Вот некоторые примеры.
Мари пишет про своего сына, которому сейчас 7 лет: «Он художник, и часами проводит время за рисованием историй и своих изобретений. Естественно, ему хотелось, чтобы его картины «заговорили» с помощью прямой речи, названий, пояснений и цитат. Было постоянное: «Мааам! Как написать Суперпёс хочет вернуться домой?" Я писала предложение, а через пять минут начиналось: «Мааам! Как написать Суперпёс видит свой дом?» Этот мальчик научился читать отчасти из-за того, что читал написанные им же самим предложения.
Беатрис рассказала похожую историю о своей младшей дочери, которая начала читать, когда ей не было и пяти лет. «Она научилась читать, потому что очень хотела выразить свои эмоции и мысли письменно. С того момента, как она научилась держать в руках карандаш, она постоянно пыталась писать стихи, песни, сочиняла рекламные слоганы, и мне все время приходилось подсказывать ей, как пишутся слова: «Как пишется бобер, как пишется предложить?!»
Лиза Р. рассказала о своем сыне, который в настоящее время как раз учится читать: «Его навыки чтения связаны с попытками писать. Он сочинял короткие записки и заголовки к сказкам, используя свое собственное фонетическое письмо. Иногда он спрашивал, как написать то или иное слово правильно». После некоторых повторов мальчик запоминает слова.
Лиза У. написала: «Старший сын научился читать в возрасте 4 лет. Это был побочный продукт от попыток печатать за компьютером в поисках бесплатных онлайновых игр. Он открывал браузер и просил меня подсказать, как пишется «бесплатно», «онлайн», «игры». А потом внезапно у него получилось читать».
Предсказать, как именно ваш ребенок научится читать, нереально
Мне не хочется, чтобы после прочтения этой статьи у вас осталось впечатление, что я или те люди, что делились своим опытом, научили вас чему-то полезному из области «как помочь» или «как научить» ребенка к чтению. Нет, нет и нет. Каждый ребенок уникален. Ваш ребенок сам скажет, как ему помочь – или как не мешать. У меня нет ни малейшей идеи, как сделать это, и нет ее у так называемых «педагогов-экспертов». Мой единственный совет: не подталкивайте, слушайте своего ребенка, адекватно отвечайте на его вопросы, но не говорите в ответ больше, чем он хотел узнать. Если вы переборщите, ребенок быстро научится не задавать вопросов.
Лишь некоторые из написавших выразили удивление тем, в каком порядке их дети учились читать. Некоторые сначала научились читать редкие, экзотические слова, а уж потом простые. Некоторые сначала учились писать, как я уже говорил, а потом – читать. Некоторые научились довольно быстро, а потом останавливались на определенном уровне на несколько лет, и лишь потом шел дальнейший прогресс. Мы, взрослые, можем с удовольствием наблюдать за процессом, если мы помним, что вмешиваться в него – не наша задача. Мы – наблюдатели и иногда инструменты, которыми наши дети пользуются для достижения своих собственных целей.
очень признателен тем людям, что нашли время поделиться со мной своими историями, записав их так вдумчиво и подробно. Надеюсь, что многие из вас, прочитав статью, в комментариях добавят к этим рассказам свои собственные. Думаю, пора выложить кучу реальных историй о том, как каждый анскулер учится читать по своей, особенной методике, в противовес той куче книг по обучению чтению, что лежат в библиотеках педагогических вузов.
И я не могу удержаться от того, чтобы в конце этой статьи не рассказать маленькую историю о том, как научился читать мой сын. Он начал читать очень рано, и одна из первых удачных попыток случилась в три с половиной года, когда мы вместе разглядывали памятник гражданской войне на городской площади где-то в Новой Англии. Он посмотрел на надпись и спросил меня: «Почему люди сражались и умирали для спасения лука [4]?»