Как помочь ребенку учиться
I. Помните, что задача родителей заключается не только в том, чтобы накормить и одеть ребенка.
II. Тот, кто пасует перед трудностями, никогда не победит.
— Ваш долг, будучи родителями, дать понять детям, что их будущее зависит от того, что и как они делают сейчас.
— Для родителей важно настойчиво требовать от своих детей того, чтобы они выполняли предписанные им дела вовремя и должным образом.
— Помните: если ребенок обходит стороной ответственность с самого начала своей жизни, это становится естественной реакцией на препятствия в будущем.
III. Значимость развития у детей положительной самооценки.
— Первое, что вы можете сделать для своих детей – это сказать, что вы их любите. Если родители не могут выражать положительного отношения в общении со своими детьми, их дети вырастут, обладая низкой самооценкой и неуверенностью в себе.
— Родители могут и должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться сильными и уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.
— Поддерживайте своих детей в любой момент, когда вы им понадобитесь. Но дайте возможность им допускать ошибки и не вмешивайтесь до тех пор, пока эти ошибки незначительны. Разум наиболее поддается обучению, когда вокруг создана атмосфера, благоприятствующая принятию разумных рисков.
IV. Мотивация – залог успеха вашего ребенка в обучении.
— Закупите для дома различную литературу. На ребенка оказывает воздействие все, что его окружает. Читайте ему каждый день. Читайте сами. Когда дети в раннем возрасте видят своих родителей за чтением. это производит на них впечатление.
— Поддержите ребенка в его стремлении определиться с собственными интересами. Например, если ваш сын очень любит животных, купите ему образовательные книги, журналы о животном мире, покажите сайты в Интернете, на которых представлена информация о животных. Проявление заинтересованности в том, чем занимается ваш ребенок, уже само по себе является мотивирующим фактором.
— Играйте с ребенком в различные развивающие игры.
— С самого начала, когда ребенок пойдет в школу, убедитесь, что он собран. Собранность в школьных делах способствует должному развитию мозга.
— Отмечайте достижения ребенка. Поощряйте своего ребенка за большие и маленькие достижения, будь то прочтение книги или завершение важного школьного задания.
— Воспринимайте любое повседневное событие как возможность научиться чему-то новому. Постоянно задавайте вопросы своему ребенку и проводите различные аналогии, чтобы расширять его знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.
Будучи примерами для подражания, родители несут ответственность за создание атмосферы, которая способствовала бы заинтересованности их ребенка в процессе обучения.
В споминаю свои школьные годы, когда за мной никто не присматривал и как я с легкостью накалывал предков на предмет выполнения домашнего задания. Радости от того, что родители чрезвычайно заняты, было много, но лишь до тех пор, пока их не вызывали в школу. Потом уже доставалось по полной программе, но это не прибавляло любви к учебе.
В старших классах мне надоело клеймо трудного ребенка и я решил доказать учителям и одноклассникам, что могу получать хорошие оценки. Мне захотелось учиться. Что, наверное, для среднестатистического ребенка не совсем нормально. Так нам кажется. Однако, когда я начал разговор с психологом Мариной Ташкевич о том, как можно помочь ребенку учиться, выяснилось, что у ребенка младшего школьного возраста ДОЛЖНО быть желание учиться. А если оно отсутствует, то это как раз НЕнормально.
— К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, — рассказывает Марина, — должен уметь учиться и верить в свои силы. Но это в идеале, на самом деле не все дети этими качествами обладают. Родители считают, что ребенок ленив, рассеян и капризен, но на самом он не хочет учиться, потому что не умеет и не верит в свои силы . А мама с папой воспринимают его нежелание идти в школу, как каприз и обыкновенное нытье.
— То есть желание получать знания можно сформировать даже у маленького ребенка?
— Да, конечно. Но важно понимать, что это означает не насилие над ребенком и бесконечные мольбы: «Ну, миленький, ну давай же, напрягись, я тебе куплю то-то и то-то». У него должна быть личная заинтересованность. А вообще с ребенком надо заниматься с самого рождения . Есть такое исследование: если создать малышу оптимальные условия для умственного развития . это повышает будущий коэффициент интеллекта ребенка в возрасте до 4 лет на 10 единиц, с 4 до 9 лет — на 6 единиц и в 8-12 лет — на 4 единицы. Это существенные цифры.
— Марина, по себе знаю, что нежелание учиться может быть следствием неуспеваемости. А когда что-то получается, хочется еще и еще попробовать свои силы.
— Да, именно. Так вот родители должны дома развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, чтобы, выходя во внешнюю среду, то есть приходя в школу, он был уверен в своих силах.
— Постойте, постойте. Но как можно всем этим заниматься, когда у нас у самих бывают проблемы с вниманием, памятью и так далее. Да и не кажется ли вам, что развивать все это — занятие психолога?
— Уверяю вас, ребенок получит больше пользы, если с ним будет заниматься мама или отец. На мой взгляд, самой интересной и увлекательной формой занятий является игра . К тому же игры на развитие просты и эффективны. Вот несколько разных игр на развитие различных навыков:
Игры на развитие концентрации внимания
Игра «Ищем буквы»
Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков — слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.
Игра «Найди слова»
На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, «спрятавшееся» в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
Игра «Перепутанные линии»
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Игры на развитие воображения
«Составление рассказа»
Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
«Волшебные кляксы»
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Игры на развитие мышления
«Поиск аналогов»
Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.
Как помочь ребёнку учиться?
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте его делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально-сложной атмосфере школы.
8. Избегайте неодобрительного оценивания, находите слова поддержки, чаще хвалите за настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
9. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд: радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с собственным ребенком.
Успехов вам и – большой веры в себя и собственного ребенка!